В нынешнем учебном сезоне в Южно-Сахалинске окончат 11-й класс более полутора тысяч юношей и девушек. У них впереди непростой год – занятия, подготовка к экзаменам, выбор профессии, поступление в вузы и техникумы. Как помочь ребятам справиться с навалившейся огромной нагрузкой? Мы побеседовали с педагогом-психологом отдела психологической коррекции, консультации и реабилитации областного Центра психолого-педагогической помощи семье и детям Татьяной Дроздовской.
В первую очередь необходимо спокойствие взрослым. Именно от их способности принять любой результат, полученный ребенком, умения поддержать зависит очень многое. К сожалению, зачастую бывает иначе – мама и папа, которые очень переживают об успешности ребенка, о его будущем, морально давят на него и постоянно напоминают: нужно больше стараться в учебе, меньше общаться с друзьями и тратить время на дополнительные занятия. В таких условиях дети, особенно тревожные и ранимые, и без того испытывающие огромный стресс, подвергаются ему вдвойне. Постоянные упреки типа: «Ты почему не учишь? Почему делом не занимаешься?» никак не помогают настроиться на положительный результат. Дети начинают защищаться от давления со стороны родителей и учителей саботажем, равнодушием, грубостью и болезнями - невозможно жить все время в напряжении.
Наоборот, нужно показывать выпускнику, что в него верят и во всем поддержат. Это стоит говорить постоянно, как бы банально это ни звучало. Психолог сравнивает такой процесс с каплями, потихоньку наполняющими океан, из которого юный человек зачерпнет сил и спокойной уверенности в трудную минуту. Чем глубже будет этот океан, тем лучше.
Общение с друзьями является еще одной важнейшей составляющей психологического комфорта ребенка. Ему нужно с кем-то поговорить о наболевшем, поделиться страхами и сомнениями, которые взрослые, вполне вероятно, осудят. А занятия в секциях и кружках дадут возможность переключиться и хоть немного отдохнуть от учебы. Поэтому обязательно оставляйте ребенку время на личную жизнь. Очень важно понимать, что многое будущий выпускник может планировать сам. Стоит заранее обсудить, необходимы ли репетиторы, и по каким предметам, а то порой ретивые домочадцы готовы нанять чуть ли не десяток специалистов, чтобы подтянуть знания.
- Но такая нагрузка на несовершеннолетнего вкупе со школьной – прямой путь к неврозу, - уверяет Татьяна Дроздовская.
Мне, как маме бывшей выпускницы, все вышеописанное очень знакомо. Прошлый год действительно выдался сложным, хотя мы старались максимально оградить дочку от стрессов. В университет она прошла на бюджет, баллы оказались достаточно высокими. Но подготовка к экзаменам, сдача и ожидание результатов ЕГЭ, а затем переживания по поводу поступления в вуз вымотали и ее, и нас.
Что же говорить о детях, которых постоянно ругали за якобы нежелание учиться и шпыняли, не выбирая выражений и не думая, как их слова отзовутся? Одна мама в шутку сказала дочке, мол, не сдашь экзамен - из дома выгоним. Девочка все сдала и, как позже выяснилось, на «отлично», но так переволновалась, что была уверена – предмет завалила. И вместо того, чтобы идти домой, побрела куда глаза глядят. Ее до позднего вечера искали полные тревоги родители и друзья.
Эта история закончилась благополучно, но так бывает не всегда. Иногда дети не выдерживают гнетущего напряжения, боятся разочаровать родителей, что может привести к печальным последствиям. Поэтому Татьяна Дроздовская не устает напоминать: ни при каких обстоятельствах не стоит говорить детям и подросткам фразы из серии «Не сдашь экзамены – пойдешь дворником работать или полы мыть» или «Завалишь математику – мы тебя из дому выгоним». Ребенок любого возраста должен знать: что бы ни случилось, дома его примут и поддержат. Не получил медаль, не набрал высоких баллов, не поступил в вуз с первого раза или вовсе пришлось идти на осеннюю пересдачу – все это мелочи в сравнении со здоровьем и хорошими взаимоотношениями.