Еще совсем недавно наш город напоминал огромное лоскутное одеяло. Обилие разномастных вывесок, кричащей наружной рекламы, фасадов самых внезапных расцветок придавало городу неряшливый вид.
Исправить ситуацию решили с помощью введения дизайн-кода. Это обширный свод правил, призванных сформировать на городских улицах комфортную и привлекательную городскую среду. Их разработкой занимались специалисты городского департамента архитектуры и градостроительства, в июне 2021 года дизайн-код был утвержден, а действовать начал с 1 января 2022-го.
За прошлый год было сделано немало. Прежде всего сотрудники департамента провели анализ и фотофиксацию строений по главным магистралям центральной части города в границах улиц Сахалинской, Ленина, Пуркаева и Горького. Чтобы выяснить, насколько расположенные на них вывески, входные группы, архитектурные элементы и балконы соответствуют требованиям дизайн-кода, было обследовано 395 зданий.
В итоге оказалось, что из 1126 вывесок отвечают требованиям всего 149, остальные требуют реконструкции. Однако процесс внедрения дизайн-кода получился сложным.
- Причина кроется в непростой экономической ситуации, сложившейся в настоящее время, - объяснила заместитель директора городского департамента архитектуры и градостроительства Ирина Андросова. - Поэтому мы сейчас в большей степени ведем работу профилактическую, разъяснительную, рекомендательную и готовим проекты, которые будем реализовывать в будущем.
Сегодня в департаменте архитектуры и градостроительства плотно занимаются вывесками.
Кроме того, сотрудники департамента активно взаимодействуют с рекламными компаниями, встречаются с предпринимателями, каждый четверг проводят для них консультации.
- И люди идут, - рассказывает Ирина Андросова. - Это объясняется еще и тем, что в центральной части города требования к вывескам более строгие. Они должны быть без подложки, с отдельно стоящими буквами высотой не более 50 сантиметров. Но наша главная проблема - козырьки. По дизайн-коду необходимо, чтобы все входные группы были выполнены в единой стилистике. А у нас они зачастую обшиты и где-то даже заходят на балконы, к ним пристроены тамбуры, сами козырьки в ужасающем состоянии. И тут возникает проблема: человек хочет заменить старую вывеску, установив отдельно расположенные буквы и ликвидировав подложку, но для этого нужно разобрать всю входную группу, что весьма затратно. И мы, конечно, с этими предпринимателями встречаемся, обсуждаем, предлагаем варианты решений. Например, такая работа сейчас ведется на проспекте Победы, дома № 48, 50, 52.
Еще один важный момент в процессе внедрения дизайн-кода - капитальный ремонт фасадов и входных групп многоквартирных домов. Обязательная процедура, его предваряющая, - согласование паспорта объекта с жильцами и городским департаментом архитектуры и градостроительства. И вот тут начинаются проблемы.
Что касается уже отремонтированных фасадов, демонстрирующих удачное применение правил дизайн-кода, Ирина Андросова ставит в пример здание нового магазина «Эконом» на проспекте Мира.
Кроме него были приведены к единому стилю торговые ряды на улицах Пограничной, Емельянова и проспекте Победы. Подобным образом скоро отремонтируют линейки торговых павильонов на улице Анкудинова и в районе детских садов «Семицветик» и «Загадка».
- Прекрасный пример - рынок «Центральный» у Дома торговли, который заменил убогие деревянные павильоны, – рассказывает Ирина Андросова. - Владелец здания сумел обойтись без кричащей вывески, получилось красиво, лаконично и удобочитаемо. И очень хорошо, что наш город учится о себе не кричать, а рассказывать!