пн, 17 фев.
22:18
Южно-Сахалинск
-13 °С, облачно

По следам "АПОстрова"

17 сентября 2018, 06:33Культура
Фото:
Интервью участников и гостей фестиваля.
Борис Кейльман, один из основателей международного Грушинского фестиваля,
г. Самара
 
О гостях с Сахалина
Мы на Грушинском фестивале очень тепло и бережно относимся к дальним гостям. И когда говорят, что люди приехали с Сахалина, это вызывает к ним глубочайший, живой интерес и уважение. Потому что мы понимаем, сколько требуется энергии, сил и желания, чтобы к нам приехать. Поэтому наш святой долг – сделать так, чтобы им понравилось и чтобы их усилия были не напрасны.
С Сахалина уже много лет к нам приезжает Веня Ким, это замечательный человек, который прекрасно поет. Такие люди, как он, украшают общество. Мы всегда ему рады. А когда-то он казался нам гостем с другой планеты. И когда он меня пригласил на Сахалин, мне это, конечно же, было очень приятно. И это большая честь для меня.
О любви к бардовской песне
Сам я не пою, ибо бездарен в этом плане абсолютно. А все началось с туризма. Основа Грушинского фестиваля – это любовь к походам, к путешествиям, к нашей стране. Когда я поступил в Куйбышевский (ныне Самарский) политехнический институт, я сделал самый мудрый шаг – пришел в турсекцию. И я был потрясен ощущением удивительного гостеприимства, удивительного человеческого тепла. Это был совершенно другой мир. И он был немыслим без песен. Мы каждые выходные уходили в окрестности Жигулей, а вечером - обязательно песни у костра, и я их искренне полюбил. И был там Валера Грушин, мы с ним подружились. Он замечательный парень, обаятельный талантливый. Он создал трио «Поющие бобры», как они пели… Все замирали!
Как рождался Грушинский фестиваль
Через год после гибели Валеры, в 1968 году, мы решили его вспомнить. Поехали туда, где часто с ним были, и там собралось около тысячи человек – студенты, которые пели его песни, друзья, соседи из Новокуйбышевска, где он жил. Вечер был необыкновенный, мы вспоминали, слушали его записи, пели вместе с ним, плакали… И я сейчас даже не помню, кто сказал: «Ребята, давайте через год опять здесь соберемся».  Собрались, было две тысячи человек. Еще через год – пять тысяч. В конце 60-х начале 70-х на фестиваль собиралось до 300 тысяч человек!  Люди ехали отовсюду!
И сейчас фестиваль посещает огромное количество людей со всех уголков мира. Каждый год нас поздравляет министр иностранных дел Сергей Лавров. Он турист, когда-то путешествовал по самым сложным рекам. Он внес колоссальный вклад в развитие фестиваля.
Про Сахалин и сахалинцев
Я турист, много где был, но на Сахалине впервые. Мне здесь очень нравится. Природа чистая, запах травы необыкновенный, и очень хорошие люди, которых объединяет песня. Вот всех, кто занимается Грушинским фестивалем, называют «Грушинское братство». И здесь я увидел то же самое. Как они относятся друг к другу! Встречаются, крепко обнимаются, искренне радуются, и как здорово, что у вас это есть. И фестиваль, который здесь проходит, напоминает наш, только в гораздо меньших масштабах. Но мне кажется, у него большое будущее, потому что все хорошее, настоящее, искреннее притягивает людей. Здесь прекрасная дружеская атмосфера. Песни можно и по интернету услышать, а вот почувствовать эту атмосферу можно, только приехав сюда, на поляну. Эти ощущения не передать ни словами, ни по сети. Поэтому приезжайте.
Про бардов
Что касается бардовской песни как вида искусства, отчасти согласен с тем, что ее популярность в какое-то время снизилась. И вот почему. Раньше у людей было очень мало отдушин, поэтому на тот же Грушинский фестиваль ехали все, кому это надо, а заодно те, кто  просто любопытничал. Сейчас же собираются истинные любители этого уникального направления, те, кто сам пишет-исполняет, и те, кто интересуется.
Среди участников «АПОстрова» есть очень интересные авторы и исполнители. Конечно, им нужно много работать, чтобы достичь каких-то высот, но не в этом дело. Они очень хорошие люди и поют очень хорошие песни. Это главное.
Павел Фахртдинов, автор-исполнитель, г. Москва
 
Про крестовую географию
Я очень тепло отношусь к Вене (Вениамину Киму), и когда он меня позвал на АПОстров, я с большой радостью согласился на все. Тем более, я очень хотел приехать на Сахалине. У меня пунктик такой: в Калининграде, в Мурманске и Новороссийске был, а на Сахалине нет. Надо застолбить, чтобы получилась такая крестовая география страны.
Про людей и песни
Что касается острова, я его мало видел, зато много общался с людьми. Они здесь грандиозные, превосходят все мои личностные ожидания, встретили меня здесь как родного. Что касается музыки, я не занимаюсь бардовской песней. Я занимаюсь ПЕСНЯМИ, а в каком стиле – неважно. Барды меня не считают за своего, потому что у меня слишком рОковые песни, рокеры - потому что я выступаю один, реперы – потому что я слишком бард… Но, повторюсь, я песнями занимаюсь, а не музыкальными стилями. Мой папа – автор-исполнитель Марат Фахртдинов, с детства играл мне разные песни, и, конечно же, это не могло пройти мимо. И я всю жизнь знал, что буду заниматься музыкой. Именно музыкой! Например, написал музыку к нескольким спектаклям. Для меня музыка – это и работа, и жизнь.
Про культурный код
Люди, которые ходят на мои концерты – везде люди совершенно определенного, более-менее общего культурного кода. Люди, которые слушают песни со смыслом, и неважно, где они живут – в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Мурманске или в Южно-Сахалинске. Мы читали одни и те же книги, говорим на одном языке, слушаем понятную нам музыку и стихи.
Про авторскую песню
Что касается сахалинских исполнителей, мне очень нравится Веня Ким. Я с большим интересом вчера сидел у костра, когда ходила гитара по кругу, и с большим интересом наблюдал за тем, что происходит. Что касается авторской песни в ее традиционном проявлении, скажу так: если бы сейчас появился новый Визбор, человек, пишущий такие песни и играющий так, как играл Визбор, наверное, он нашел бы свою аудиторию, но я не уверен, что она была бы настолько большой, какой была тогда. Жизнь изменилась и меняется, а с нею меняется все! Музыка, литература, русский язык. И, конечно же, меняется авторская песня. Для меня, например, одна из ее представительниц – певица Адель. Спойте ее под гитару, и вы убедитесь, что я прав. Вчера один парень пел под гитару на английском языке песню Глена Хансарда. Это бардовская песня. То есть она никуда не исчезает, я уверен, что через некоторое время само понятие «авторская песня» будет восприниматься, как оксюморон, потому что любая песня – она авторская.
Ирина Герасимова, директор департамента культуры администрации
г. Южно-Сахалинска
Бардовская песня – вне искусства. Это какое-то особое направление в музыке. Если можно так сказать, эта песня исполняется голосом души. Не секрет, что в бардовской песни практически нет музыкантов-профессионалов. Это нечто другое. Наверное, желание музыкально поговорить. И тот, кто на это способен, наверное, отмечен печатью Бога. Когда ко мне пришел Вениамин Ким и сказал, что городу нужен такой фестиваль, я руководствовалась двумя причинами: во-первых, я всегда хорошо относилась к бардовской песне. Несмотря на то, что сама на гитаре не играю, иногда попеть авторскую песню как в домашнем кругу под аккомпанемент рояля, так и наедине с собой люблю. И второе: мне показалось, что пропадает она, авторская песня. Раньше это было более массово. Может быть, это связано с тем, что ушли корифеи КСП, прекрасные шестидесятники, физики-лирики, как их называли. А может потому, что нас захлестнули другие скорости. И я поняла, что нужно вернуть эту песню тем, кто остался ей верен. И отрадно, что их сегодня все больше и больше. Значит, мы на верном пути.
Вениамин Ким, автор-исполнитель, председатель оргкомитета
фестиваля "АПОстров"
 
Про «АПОстров»
Нынешний «АПОстров» получился удачным. Во-первых, у нас новое место, новая поляна, людям она понравилась. Сюда удобнее подъезжать, хорошая дорога. Поляна позволила нам впервые провести футбольный матч между бардами и гостями. Барды победили 6:3.
Кроме этого, в нынешнем году отмечено более пристальное внимание администрации города. Представители мэрии приезжали, им все понравилось, что неудивительно: у нас здесь хорошо, мирное настроение, никаких эксцессов. Все правильно организовано: освещение, санитарная зона (кстати, спасибо участникам фестиваля и гостям за бережное отношение к туалетам), медицинская палатка, пищеблок. Хотелось бы организовать дежурный наряд полиции (на всякий случай), но прецедентов не было. А если бы и были, думаю, мы смогли бы с ними справиться сами. В прошлом году была ситуация, когда на костер из ближайшего поселка явились двое тревожных мужчин. Пришлось мягко, подчеркну, их нейтрализовать, впрочем, народ у костра этого даже и не заметил.
Про сохранность атмосферы
Что касается расширения  «АПОстрова», я не думаю, что он должен быть большим. Он может расширяться, только если мы решим представлять различные направления музыки и собирать под свое крыло самых разных музыкантов. Но у нас фестиваль авторской песни, и я зато, чтобы он таким и оставался. Поэтому много народу здесь не может быть в принципе, поскольку сама авторская песня не является сегодня массовым видом музыкального искусства. К тому же больше количество как участников, так и гостей – это совсем другая организация мероприятия и совсем другие затраты на его проведение. Мы этого не боимся, но не хочется терять камерность, особую творческую направленность и теплую атмосферу  «АПОстрова», которую удается сохранять уже на протяжении четырех лет.
Про СМИ
Я в этом году положение и пресс-релизы о фестивале разослал по всем сахалинским СМИ, лично сам звонил, приглашал посетить наш фестиваль, но никто не откликнулся. Освещение фестиваля скудное, и я не знаю, почему ситуация складывается именно так. В результате люди, которым это интересно и которые с удовольствием приехали бы, попели, пообщались друг с другом, просто  не знают о том, что у нас проводится такой фестиваль. Это, пожалуй, единственная закавыка в деле проведения «АПОстрова». Можно было бы использовать баннеры, растяжки, но это деньги, а лишних средств у фестиваля нет.
Про юбилей
Конечно, мы уже думаем о пятом юбилейном фестивале. Мы начнем к нему готовиться сразу после Нового Года. Надеюсь, удастся пригласить интересных гостей, собрать авторов-исполнителей со всего Дальнего Востока и устроить настоящий праздник авторской песни.
Вячеслав Юрьев, автор-исполнитель, представитель жюри фестиваля "АПОстров"
Все отлично, уровень исполнительский растет, появляются новые авторы, а это значит, что авторская песня жива и развивается. Мы не хотим, чтобы фестиваль обретал огромные объемы, потому и проводим его в рамках города. Если его расширение произойдет, фестиваль превратится в коммерческое, сложноуправляемое мероприятие, а мы хотим сохранить его камерность и намерены сделать его профессиональным. И потом, мы не хотим превращаться в филиал Грушинского фестиваля. У нас есть свое имя, свое лицо, и менять его у нас нет никакого желания. Он у нас городской и открытый для всех. Пожалуйста, приезжайте.
Николай Вишневский, ученый-историк, участник фестиваля "АПОстров"
Я бардовской песней не занимаюсь, скорее, музыкант эстрадного направления, еще со школы, но и авторская песня мне не чужда. Я всякую музыку люблю, но, учитывая, что здесь много друзей, я с удовольствием пишу песни про наш край, который тоже очень люблю, и участвую в «АПОстрове» уже второй раз. То, что это правильный фестиваль, подтверждает сама природа: открывая его, участники попросили солнца. И оно появилось. Погода была отличная.
Галина Пальшина, ветеран бардовского движения Сахалинской области
Меня порадовало, что появились новые лица, интересные люди и даже дети, и главное, что меня радует, как исполнителя – рост исполнительского мастерства среди участников конкурса. В этом году я не принимаю прямого участия в творческой программе «АПОстрова», сугубо занимаюсь кухней, и мне в этом деле очень помогали ребята и девчонки, я бы без них не справилась. Надо было накормить 30 с лишним человек, и нам это удалось. Фактически я закончила свою певческую карьеру на сцене, могу выйти только для поддержки во время группового исполнения песен. Ну и у костра, когда гитара по кругу, совсем другое дело.
Главное, что дает фестиваль – это общение. Сюда люди приезжают за песнями. И именно здесь, на АПОстрове, удалось возродить тот дух, что царил на фестивалях конца 70-х начала 80-х годов, когда для меня это все только начиналось.
Полина Чернобай и Арина Гирс, участницы фестиваля "АПОстров"
Полина, студентка, будущий ветеринар: Мы сестры, просто у нас разные фамилии. Мы исполнители, и некоторый опыт выступлений  у нас есть, потому что мы учились в школе искусств «Этнос». Пели в разных ансамблях, а вместе начали петь на прошлом «АПОстрове».  У нас совпадают музыкальные вкусы, и песни, которые пою я, поет и моя сестра. Поэтому спелись мы быстро. Работать будем, и выступать будем обязательно. Но нужно повышать уровень и вокала, и игры на гитаре.
Арина, школьница: Для этого фестиваля репертуар начали репетировать недели за две, потому что Полина была в отъезде. На гитарах учимся играть у Лады Анатольевны Мильченко, Полина уже окончила, я первый год отучилась .
Записала Юлия ВЯТРЖИК
Авторы:ADMIN admin