Интервью участников и гостей фестиваля.
Борис Кейльман, один из основателей международного Грушинского фестиваля,
Мы на Грушинском фестивале очень тепло и бережно относимся к дальним гостям. И когда говорят, что люди приехали с Сахалина, это вызывает к ним глубочайший, живой интерес и уважение. Потому что мы понимаем, сколько требуется энергии, сил и желания, чтобы к нам приехать. Поэтому наш святой долг – сделать так, чтобы им понравилось и чтобы их усилия были не напрасны.
С Сахалина уже много лет к нам приезжает Веня Ким, это замечательный человек, который прекрасно поет. Такие люди, как он, украшают общество. Мы всегда ему рады. А когда-то он казался нам гостем с другой планеты. И когда он меня пригласил на Сахалин, мне это, конечно же, было очень приятно. И это большая честь для меня.
О любви к бардовской песне
Сам я не пою, ибо бездарен в этом плане абсолютно. А все началось с туризма. Основа Грушинского фестиваля – это любовь к походам, к путешествиям, к нашей стране. Когда я поступил в Куйбышевский (ныне Самарский) политехнический институт, я сделал самый мудрый шаг – пришел в турсекцию. И я был потрясен ощущением удивительного гостеприимства, удивительного человеческого тепла. Это был совершенно другой мир. И он был немыслим без песен. Мы каждые выходные уходили в окрестности Жигулей, а вечером - обязательно песни у костра, и я их искренне полюбил. И был там Валера Грушин, мы с ним подружились. Он замечательный парень, обаятельный талантливый. Он создал трио «Поющие бобры», как они пели… Все замирали!
Как рождался Грушинский фестиваль
Через год после гибели Валеры, в 1968 году, мы решили его вспомнить. Поехали туда, где часто с ним были, и там собралось около тысячи человек – студенты, которые пели его песни, друзья, соседи из Новокуйбышевска, где он жил. Вечер был необыкновенный, мы вспоминали, слушали его записи, пели вместе с ним, плакали… И я сейчас даже не помню, кто сказал: «Ребята, давайте через год опять здесь соберемся». Собрались, было две тысячи человек. Еще через год – пять тысяч. В конце 60-х начале 70-х на фестиваль собиралось до 300 тысяч человек! Люди ехали отовсюду!
И сейчас фестиваль посещает огромное количество людей со всех уголков мира. Каждый год нас поздравляет министр иностранных дел Сергей Лавров. Он турист, когда-то путешествовал по самым сложным рекам. Он внес колоссальный вклад в развитие фестиваля.
Я турист, много где был, но на Сахалине впервые. Мне здесь очень нравится. Природа чистая, запах травы необыкновенный, и очень хорошие люди, которых объединяет песня. Вот всех, кто занимается Грушинским фестивалем, называют «Грушинское братство». И здесь я увидел то же самое. Как они относятся друг к другу! Встречаются, крепко обнимаются, искренне радуются, и как здорово, что у вас это есть. И фестиваль, который здесь проходит, напоминает наш, только в гораздо меньших масштабах. Но мне кажется, у него большое будущее, потому что все хорошее, настоящее, искреннее притягивает людей. Здесь прекрасная дружеская атмосфера. Песни можно и по интернету услышать, а вот почувствовать эту атмосферу можно, только приехав сюда, на поляну. Эти ощущения не передать ни словами, ни по сети. Поэтому приезжайте.
Что касается бардовской песни как вида искусства, отчасти согласен с тем, что ее популярность в какое-то время снизилась. И вот почему. Раньше у людей было очень мало отдушин, поэтому на тот же Грушинский фестиваль ехали все, кому это надо, а заодно те, кто просто любопытничал. Сейчас же собираются истинные любители этого уникального направления, те, кто сам пишет-исполняет, и те, кто интересуется.
Среди участников «АПОстрова» есть очень интересные авторы и исполнители. Конечно, им нужно много работать, чтобы достичь каких-то высот, но не в этом дело. Они очень хорошие люди и поют очень хорошие песни. Это главное.
Павел Фахртдинов, автор-исполнитель, г. Москва
Я очень тепло отношусь к Вене (Вениамину Киму), и когда он меня позвал на АПОстров, я с большой радостью согласился на все. Тем более, я очень хотел приехать на Сахалине. У меня пунктик такой: в Калининграде, в Мурманске и Новороссийске был, а на Сахалине нет. Надо застолбить, чтобы получилась такая крестовая география страны.
Что касается острова, я его мало видел, зато много общался с людьми. Они здесь грандиозные, превосходят все мои личностные ожидания, встретили меня здесь как родного. Что касается музыки, я не занимаюсь бардовской песней. Я занимаюсь ПЕСНЯМИ, а в каком стиле – неважно. Барды меня не считают за своего, потому что у меня слишком рОковые песни, рокеры - потому что я выступаю один, реперы – потому что я слишком бард… Но, повторюсь, я песнями занимаюсь, а не музыкальными стилями. Мой папа – автор-исполнитель Марат Фахртдинов, с детства играл мне разные песни, и, конечно же, это не могло пройти мимо. И я всю жизнь знал, что буду заниматься музыкой. Именно музыкой! Например, написал музыку к нескольким спектаклям. Для меня музыка – это и работа, и жизнь.
Люди, которые ходят на мои концерты – везде люди совершенно определенного, более-менее общего культурного кода. Люди, которые слушают песни со смыслом, и неважно, где они живут – в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Мурманске или в Южно-Сахалинске. Мы читали одни и те же книги, говорим на одном языке, слушаем понятную нам музыку и стихи.
Что касается сахалинских исполнителей, мне очень нравится Веня Ким. Я с большим интересом вчера сидел у костра, когда ходила гитара по кругу, и с большим интересом наблюдал за тем, что происходит. Что касается авторской песни в ее традиционном проявлении, скажу так: если бы сейчас появился новый Визбор, человек, пишущий такие песни и играющий так, как играл Визбор, наверное, он нашел бы свою аудиторию, но я не уверен, что она была бы настолько большой, какой была тогда. Жизнь изменилась и меняется, а с нею меняется все! Музыка, литература, русский язык. И, конечно же, меняется авторская песня. Для меня, например, одна из ее представительниц – певица Адель. Спойте ее под гитару, и вы убедитесь, что я прав. Вчера один парень пел под гитару на английском языке песню Глена Хансарда. Это бардовская песня. То есть она никуда не исчезает, я уверен, что через некоторое время само понятие «авторская песня» будет восприниматься, как оксюморон, потому что любая песня – она авторская.
Ирина Герасимова, директор департамента культуры администрации
Бардовская песня – вне искусства. Это какое-то особое направление в музыке. Если можно так сказать, эта песня исполняется голосом души. Не секрет, что в бардовской песни практически нет музыкантов-профессионалов. Это нечто другое. Наверное, желание музыкально поговорить. И тот, кто на это способен, наверное, отмечен печатью Бога. Когда ко мне пришел Вениамин Ким и сказал, что городу нужен такой фестиваль, я руководствовалась двумя причинами: во-первых, я всегда хорошо относилась к бардовской песне. Несмотря на то, что сама на гитаре не играю, иногда попеть авторскую песню как в домашнем кругу под аккомпанемент рояля, так и наедине с собой люблю. И второе: мне показалось, что пропадает она, авторская песня. Раньше это было более массово. Может быть, это связано с тем, что ушли корифеи КСП, прекрасные шестидесятники, физики-лирики, как их называли. А может потому, что нас захлестнули другие скорости. И я поняла, что нужно вернуть эту песню тем, кто остался ей верен. И отрадно, что их сегодня все больше и больше. Значит, мы на верном пути.
Вениамин Ким, автор-исполнитель, председатель оргкомитета
Нынешний «АПОстров» получился удачным. Во-первых, у нас новое место, новая поляна, людям она понравилась. Сюда удобнее подъезжать, хорошая дорога. Поляна позволила нам впервые провести футбольный матч между бардами и гостями. Барды победили 6:3.
Кроме этого, в нынешнем году отмечено более пристальное внимание администрации города. Представители мэрии приезжали, им все понравилось, что неудивительно: у нас здесь хорошо, мирное настроение, никаких эксцессов. Все правильно организовано: освещение, санитарная зона (кстати, спасибо участникам фестиваля и гостям за бережное отношение к туалетам), медицинская палатка, пищеблок. Хотелось бы организовать дежурный наряд полиции (на всякий случай), но прецедентов не было. А если бы и были, думаю, мы смогли бы с ними справиться сами. В прошлом году была ситуация, когда на костер из ближайшего поселка явились двое тревожных мужчин. Пришлось мягко, подчеркну, их нейтрализовать, впрочем, народ у костра этого даже и не заметил.
Про сохранность атмосферы
Что касается расширения «АПОстрова», я не думаю, что он должен быть большим. Он может расширяться, только если мы решим представлять различные направления музыки и собирать под свое крыло самых разных музыкантов. Но у нас фестиваль авторской песни, и я зато, чтобы он таким и оставался. Поэтому много народу здесь не может быть в принципе, поскольку сама авторская песня не является сегодня массовым видом музыкального искусства. К тому же больше количество как участников, так и гостей – это совсем другая организация мероприятия и совсем другие затраты на его проведение. Мы этого не боимся, но не хочется терять камерность, особую творческую направленность и теплую атмосферу «АПОстрова», которую удается сохранять уже на протяжении четырех лет.
Я в этом году положение и пресс-релизы о фестивале разослал по всем сахалинским СМИ, лично сам звонил, приглашал посетить наш фестиваль, но никто не откликнулся. Освещение фестиваля скудное, и я не знаю, почему ситуация складывается именно так. В результате люди, которым это интересно и которые с удовольствием приехали бы, попели, пообщались друг с другом, просто не знают о том, что у нас проводится такой фестиваль. Это, пожалуй, единственная закавыка в деле проведения «АПОстрова». Можно было бы использовать баннеры, растяжки, но это деньги, а лишних средств у фестиваля нет.
Конечно, мы уже думаем о пятом юбилейном фестивале. Мы начнем к нему готовиться сразу после Нового Года. Надеюсь, удастся пригласить интересных гостей, собрать авторов-исполнителей со всего Дальнего Востока и устроить настоящий праздник авторской песни.
Вячеслав Юрьев, автор-исполнитель, представитель жюри фестиваля "АПОстров"
Все отлично, уровень исполнительский растет, появляются новые авторы, а это значит, что авторская песня жива и развивается. Мы не хотим, чтобы фестиваль обретал огромные объемы, потому и проводим его в рамках города. Если его расширение произойдет, фестиваль превратится в коммерческое, сложноуправляемое мероприятие, а мы хотим сохранить его камерность и намерены сделать его профессиональным. И потом, мы не хотим превращаться в филиал Грушинского фестиваля. У нас есть свое имя, свое лицо, и менять его у нас нет никакого желания. Он у нас городской и открытый для всех. Пожалуйста, приезжайте.
Николай Вишневский, ученый-историк, участник фестиваля "АПОстров"
Я бардовской песней не занимаюсь, скорее, музыкант эстрадного направления, еще со школы, но и авторская песня мне не чужда. Я всякую музыку люблю, но, учитывая, что здесь много друзей, я с удовольствием пишу песни про наш край, который тоже очень люблю, и участвую в «АПОстрове» уже второй раз. То, что это правильный фестиваль, подтверждает сама природа: открывая его, участники попросили солнца. И оно появилось. Погода была отличная.
Галина Пальшина, ветеран бардовского движения Сахалинской области
Меня порадовало, что появились новые лица, интересные люди и даже дети, и главное, что меня радует, как исполнителя – рост исполнительского мастерства среди участников конкурса. В этом году я не принимаю прямого участия в творческой программе «АПОстрова», сугубо занимаюсь кухней, и мне в этом деле очень помогали ребята и девчонки, я бы без них не справилась. Надо было накормить 30 с лишним человек, и нам это удалось. Фактически я закончила свою певческую карьеру на сцене, могу выйти только для поддержки во время группового исполнения песен. Ну и у костра, когда гитара по кругу, совсем другое дело.
Главное, что дает фестиваль – это общение. Сюда люди приезжают за песнями. И именно здесь, на АПОстрове, удалось возродить тот дух, что царил на фестивалях конца 70-х начала 80-х годов, когда для меня это все только начиналось.
Полина Чернобай и Арина Гирс, участницы фестиваля "АПОстров"
Полина, студентка, будущий ветеринар: Мы сестры, просто у нас разные фамилии. Мы исполнители, и некоторый опыт выступлений у нас есть, потому что мы учились в школе искусств «Этнос». Пели в разных ансамблях, а вместе начали петь на прошлом «АПОстрове». У нас совпадают музыкальные вкусы, и песни, которые пою я, поет и моя сестра. Поэтому спелись мы быстро. Работать будем, и выступать будем обязательно. Но нужно повышать уровень и вокала, и игры на гитаре.
Арина, школьница: Для этого фестиваля репертуар начали репетировать недели за две, потому что Полина была в отъезде. На гитарах учимся играть у Лады Анатольевны Мильченко, Полина уже окончила, я первый год отучилась .