Открытый городской фестиваль бардовской песни «АПОстров» набирает обороты, но домашний формат менять не намерен.
Вот уже четыре года подряд в середине августа на большой поляне недалеко от Старорусского вырастает палаточный городок, а тишину окрестных лесов гармонично дополняет перебор гитарных струн. Здесь нет присущего другим музыкальным фестивалям зрительского ажиотажа: авторская песня – дело штучное, требующее от слушателя определенных усилий для восприятия. На это способна далеко не вся нынешняя публика, ведь слушать тоже нужно и учиться, и уметь, но именно это обстоятельство помогло сформировать на фестивальной поляне особую, непередаваемую атмосферу, когда каждая песня воспринимается самыми тонкими струнами души…
Начало фестивалю положил известный сахалинский бард, лауреат Международного фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина Вениамин Ким.
Посетив знаменитую Поляну у Мастрюковских озер и вкусив там фестивального духа, он задумал организовать нечто подобное в Южно-Сахалинске. Идея вынашивалась долго, обсуждалась с друзьями, и, наконец, в 2015 году Вениамин отправился к начальнику тогда еще управления (ныне департамента) культуры администрации областного центра Ирине Герасимовой. Инициатива была безоговорочно поддержана. Так в Южно-Сахалинске родился открытый городской фестиваль авторской песни «АПОстров».
««Бардовская песня – вне искусства. Это особое направление в музыке, когда песня исполняется голосом души. Отрадно, что бардов сегодня становится больше. Значит, мы на верном пути».
Директор департамента культуры администрации г. Южно-Сахалинска Ирина Герасимова.
В названии «АПОстров» соединились три слова - Авторская Песня (АП) и Остров (не путайте с апострофом!). Его получил не только фестиваль, но и творческая группа, которая занимается его организацией. В нее вошли настоящие аксакалы островного бардовского движения, известные авторы-исполнители Вячеслав Юрьев, Лада Мильченко, Дмитрий Боровиков, Павел Гавриков, Николай Михеев, Наталья Ковтун, Галина Пальшина, Олег Казаков, Евгения Доронькина, Екатерина Питеркина, Сергей Цой. Вместе с ними в фестивальные хлопоты с головой погрузились специалисты Дома культуры «Родина», которые оказывают неоценимую помощь оргкомитету. И конечно же, руку на пульсе держат сотрудники городского департамента культуры, которые узаконили «АПОстров», сделав его составной частью проекта «Культурная столица».
Возраст фестиваля позволил ему уже обрасти традициями. Первая – проживание в палатках. Вторая – сухой закон. Третья – поддержание поляны в чистоте (биотуалеты и контейнер для мусора наличествуют). Четвертая – соблюдение общественного порядка. Ну и пятая традиция касается музыки: на поляне приветствуется живое исполнение под гитару. Организация фестивального пространства – особая забота оргкомитета. Обязательно выставляются шатры для прослушивания и работы жюри, оборудованная необходимой аппаратурой сцена (спасибо звуковикам ДК «Родина») и полевая кухня. Кстати, в этом году ее работой заправляла легендарная Галина Пальшина, которой по праву присвоен почетный титул «Ходячая энциклопедия бардовской песни».
С каждым годом география участников фестиваля растет. В нынешней конкурсной программе значились исполнители из Южно-Сахалинска, Невельска, Холмска, Поронайска, Тымовского, Ванино и Санкт-Петербурга, в общей сложности около 30 человек. Это не считая слушателей, количество которых в пиковые моменты достигало 150 человек. Традиционно за право получить главную награду – флаг фестиваля - состязались как взрослые авторы-исполнители, так и дети, для которых проходил свой конкурс под названием «Карамелька». Как объяснил представитель жюри, известный сахалинский автор-исполнитель Вячеслав Юрьев, жесткого отбора участников не было, возможность заявить о себе с фестивальной сцены получили все, кто подал заявку.
«АПОстров» ежегодно приглашает к участию ведущих российских авторов-исполнителей, выступления которых по-настоящему украшают фестивальную программу. Нынешний год – не исключение: гостями «АПОстрова» стали Борис Кейльман и Павел Фахртдинов, причем первый является одним из олицетворений бардовского движения незабвенных 60-х, а второй по праву считается одним из лучших авторов-исполнителей в России.
Борис Рафаилович Кейльман, или дядь Боря, как его называют в бардовских кругах – личность легендарная. Бессменный президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина, один из основателей знаменитого Грушинского фестиваля, автор нескольких книг. А еще – замечательный собеседник и удивительно искренний, доброжелательный человек. Правда, песен под гитару не поет. «Бездарен», - так коротко объяснил это обстоятельство дядь Боря.
Совсем другое дело – Павел Фахртдинов. Лично у меня возникло ощущение, что он родился с гитарой в руках. Абсолютная свобода самовыражения – так коротко можно охарактеризовать стиль музыканта, поэта и исполнителя Павла Фахртдинова. Плюс к этому поставленный голос, изумительное чувство юмора без намека на пошлость, глубокие стихи и мощное личное обаяние. Не верите? Интернет вам в помощь.
Надо ли говорить, что оба гостя вошли в состав жюри? Вместе с ними сложный выбор делали Вячеслав Юрьев, титулованный автор-исполнитель Николай Михеев, одна из ведущих исполнителей бардовской песни на островах Наталья Ковтун, яркие представители этого жанра Владимир Кудяков и гостья из Ванино Тамара Скрипова. Возглавил работу жюри классик (не побоюсь этого слова!) сахалинской авторской песни Павел Гавриков.
Невероятно, но факт: уникальная атмосфера, что устанавливается на поляне буквально с первых минут работы фестиваля, удивительно способствует творческому росту. Это отмечают все, кто туда приезжает. Потому и концерты идут на протяжении всех фестивальных дней практически без перерыва, плавно перетекая со сцены в знаменитый формат «гитара по кругу» у ночного костра. Наверное, поэтому участники конкурсной программы практически не испытывали волнения во время своих выступлений, что, конечно же, положительно сказалось на качестве исполнения. Пели хорошо все, но по-настоящему звездным стал выход южносахалинки Ольги Гавриковой. Она представила маленький спектакль, ярко и артистично рассказав в своей песне историю знаменитой Соньки - Золотой ручки, причем от первого лица. Именно Ольга получила главную награду «АПОстрова» - фестивальный флаг.
- Я давно пишу стихи, а вот песню написала впервые. Долго готовилась, собирала материалы о своей героине, посмотрела сериал, - приоткрыла секреты творческой кухни Ольга. - В результате песня у меня получилась буквально за два дня. Видимо, это упало с неба…
В следующем году на фестивальной поляне близ Старорусского пройдет пятый «АПОстров». Первый юбилей организаторы намерены отметить широко. Как сказала директор департамента культуры администрации Южно-Сахалинска Ирина Герасимова, подготовка к нему начнется уже в феврале следующего года.
Но есть одно «но»: южносахалинских бардов смутили разговоры о перспективе создания на базе «АПОстрова» дальневосточного филиала Грушинского фестиваля. С таким предложением к администрации областного центра обратились представители этого масштабного мультимузыкального форума. Однако у сахалинского оргкомитета есть веские аргументы против этой идеи.
- У нас фестиваль авторской песни, и я за то, чтобы он таким и оставался, - объяснил Вениамин Ким. - Поэтому много народу здесь не может быть в принципе. И потом, большие масштабы требуют иной организации и совсем других затрат. Мы этого не боимся, но не хочется терять особую творческую направленность и теплую атмосферу «АПОстрова», которую удается сохранять уже на протяжении четырех лет.
- Если это произойдет, наш фестиваль превратится в коммерческое, сложно управляемое мероприятие, а мы намерены сохранить его камерность, - заявил Вячеслав Юрьев. - И потом, мы не хотим превращаться в филиал. У нас есть свое имя, свое лицо, и менять его нет никакого желания.
- Главное, что дает фестиваль – это общение, - подчеркнула Галина Пальшина. - Именно здесь, на АПОстрове, удалось возродить тот дух, что царил на фестивалях конца 70-х - начала 80-х годов, и мы должны его сохранить.
- Не думаю, что нужно переиначивать ваш фестиваль, - подытожил Борис Кейльман. - У него есть свое, правильное направление, и нужно двигаться по нему дальше. Это самое верное решение.
Но есть один момент в этой истории, который обескураживает всех ее участников: фестиваль «АПОстров» проходит в полном информационном вакууме. Единственное, на что готовы островные СМИ – разместить анонсы о его проведении. Однако ни сам конкурс, ни его участники, ни гости фестиваля не удостаиваются благосклонного внимания наших журналистов. И объяснить себе этот феномен я не могу…
PS: список дипломантов и лауреатов «АПОстрова», а также интервью с гостями и организаторами будут размещены на нашем сайте в ближайшее время.