сб, 14 дек.
02:22
Южно-Сахалинск
-22 °С, облачно

История и любовь

10 ноября 2018, 07:44Культура
Фото:
На сцене Чехов-центра ожил забронзовевший было адмирал Геннадий Невельской.
Выдающийся русский мореплаватель, ученый-гидрограф, военный администратор, человек, стоявший на страже геополитических интересов России на Дальнем Востоке и утвердивший ее нынешние границы исключительно мирным путем, - все это Геннадий Иванович Невельской. Многочисленные его заслуги перед Отечеством оценены по достоинству, однако произошло то, что неминуемо должно было произойти: образ адмирала, как говорится, забронзовел, и за перечнем его свершений совершенно потерялся человек, в жизни которого были не только победы, но и поражения, и потери, и самые простые человеческие радости. А еще была любовь, которая навеки соединила двух удивительных людей – мужественного, целеустремленного Геннадия Ивановича Невельского и утонченную барышню Екатерину Ивановну Ельчанинову, которая своим жертвенным служением помогла мужу выполнить его предназначение. Именно эта линия жизни супругов Невельских и стала, на мой взгляд, основой нового спектакля Чехов-центра.
Путешествие во времени
Первое, что поражает тех, кто пришел на спектакль «Невельской», – зал в зале: зрительские места располагаются высоким амфитеатром в партере, у самой сцены. Когда поднимается занавес-парус, актеры оказываются рядом со зрителями буквально на расстоянии вытянутой руки. Ощущения удивительные, получается фактически полное погружение в ту далекую историческую реальность, когда Сахалин еще считался полуостровом и являл собой дикий, неисследованный край.
Этому путешествию во времени помогают декорации, выполненные в виде остова корабля и скал, которые в зависимости от ситуации являют собой то берег Сахалина, то тронный зал императора Николая I, то окрестности зимовья Петровского на берегу залива Счастье. А еще способствуют этому исторические костюмы и тщательно подобранные цветовое и музыкальное оформление спектакля.
Настоящим сюрпризом для зрителей становится вода, которая заполняет сцену. Она символизирует собой и море, и островную обособленность, и сырой, нездоровый климат тех мест, где разворачиваются основные события. Впрочем, удачных режиссерских находок в спектакле много, и смотреть его по-настоящему интересно.
Рождение спектакля
Задумала, создала и поставила спектакль «Невельской» актриса и режиссер Чехов-центра Наталья Шаркова. Она признается, что идея родилась сразу, как только ей предложили заняться этой постановкой. Мало того, было решено отказаться от услуг столичных драматургов, и Наталья самостоятельно взялась за создание сценария.
- Я хотела сделать художественный, а не документальный спектакль, показать живого человека, - рассказывает Наталья. - Это оказалось очень сложно. Да, есть письма Невельского, его друзей, жены. С их помощью воссоздавались диалоги, завязывались драматические ситуации. Хотя буквального следования первоисточникам нет.
Например, в спектакле министр иностранных дел Нессельроде отправляется с супругой в Иркутск для помощи в организации экспедиции, однако в действительности этого не было. Как не было и личной встречи Невельского с императором Николаем I. Несколько изменен и облик и главного героя. Известно, что Геннадий Невельской был ростом невысок, около 160 сантиметров, далеко не красавец, да и нравом суров. Однако в спектакле его роль играет высокий обаятельный Константин Вогачев.
- Я хотела показать человека фактурного, симпатичного, чтобы было понятно: героиня полюбила его не только за доблесть и отвагу, но и как мужчину. Это помогло сделать любовную линию более выпуклой и яркой,- объяснила Наталья Шаркова.
Тем не менее, попадание актера в образ – стопроцентное, как, впрочем, произошло и с исполнителями остальных ролей. Впрочем, и это тоже не случайно, поскольку все они расписывались Натальей Шарковой под конкретных артистов.
Под флагом
Единственное, от чего не удалось уйти, – от неизбежной в таких историях патетики, которой немало в первоисточниках, в том числе в письмах самого Невельского. Даже в послании к другу Воину Андреевичу Римскому-Корсакову, в котором Геннадий Иванович рассказывает о грядущем супружестве, звучат пафосные ноты: «Я счастлив, я готов на подвиг для Отчизны. Не один – со мной решилась ехать и услаждать мое заточение и разделять труды на благо Отечества мой милый, несравненный, давно мной любимый человек – Екатерина Ивановна Ельчанинова, моя Катенька».
- Спектакль, безусловно, патриотический. Но я изо всех сил старалась, чтобы зрители при этом явственно ощущали не только патриотизм, но и другие человеческие черты наших героев, - поясняет режиссер. - Но полностью избежать патетики не удалось. Например, мы не смогли обойтись без ключевой фразы Николая I, который на докладе Особого отдела о деятельности Невельского начертал: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Иначе нельзя.
Романтическая линия
Однако для меня, как зрителя, ценность спектакля не только в этом. Основная его линия, повторюсь, романтическая. Главные герои демонстрируют свежесть и обостренность чувств, красивых и высоких. Их апогей в спектакле – целомудренная, нежнейшая сцена, в которой Геннадий Невельской слышит от своей Кати долгожданное «Да!». Это волнует по-настоящему. Кристальная чистота и благородство отношений - вот то, что я ощущала, погружаясь в самый яркий и драматичный период жизни великого мореплавателя Невельского и его юной супруги, где было все – любовь, испытания и, увы, смерть…
Вот что интересно: спектакль посвящен Геннадию Ивановичу, а рассказывает он в большей степени о Кате и ее самоотверженной любви. Наверное, так и должно быть: сильные, мужественные, амбициозные мужчины творят историю, а рядом с ними - хрупкие, любящие женщины, которые жертвуют многим ради мужей, но остаются для них опорой и поддержкой на всю жизнь.
Путь к мечте
 
23 ноября 2018 года исполнится 205 лет со дня рождения Геннадия Ивановича Невельского.
Известный российский мореплаватель появился на свет в Костромской губернии. Мальчик мечтал о море, что неудивительно: почти все мужчины в его роду еще с петровских времен служили на флоте. В 15 лет он поступил в Морской кадетский корпус, затем учился в Офицерских классах, по окончании которых Невельскому присвоили звание лейтенанта. Последующие 10 лет превратили Геннадия Невельского в опытного морского офицера. Узнав, что в плаванье на Камчатку готовится корабль «Байкал», он сделал все возможное, чтобы стать его капитаном.
На Камчатку «Байкал» при умелом капитанстве Невельского пришел намного раньше положенного срока. Высвободившееся время Геннадий Иванович посвятил исследованию устья реки Амур. Экспедиция доказала, что Сахалин не полуостров, как считалось тогда, а остров, что вход в Амурский лиман и устье Амура судоходны и открывают России самый короткий путь в Тихий океан.
Вернувшись в Петербург, Геннадий Иванович встретил прямое противодействие со стороны министра иностранных дел Карла Нессельроде. Имея свой торговый интерес на Дальнем Востоке, тот утверждал, что открытия эти ошибочны, Приамурье принадлежит Китаю, а капитана за самоуправство следует разжаловать в матросы.
Однако Невельского вновь отправляют в экспедицию на Дальний Восток, при этом запретив исследовать лиман реки Амур. И вновь он нарушает высочайшее повеление, основав в устье Амура пост Николаевский, где 6 августа 1850 года «…взлетел флаг русский. Да будет он развеваться на вечные времена, во славу матушки России!». Этот факт самоуправства был по достоинству оценен императором Николаем I, который назвал поступок Невельского молодецким, благородным и патриотическим, и пожаловал ему орден Святого Владимира 4-й степени.
А далее была учреждена продолжавшаяся пять лет Амурская экспедиция, начальником которой являлся капитан 1-го ранга Геннадий Невельской. Ее результат имеет историческое значение: именно тогда были установлены современные дальневосточные границы России.

По материалам «Книги об адмирале Невельском» Сергея Пономарева

Страницу подготовила Юлия ВЯТРЖИК
Авторы:ADMIN admin