Если вы не знаете ответы на эти вопросы, значит, самое время звонить в культурно-туристический центр (КТЦ) Южно-Сахалинска и записываться на экскурсию, которая примерно раз в месяц отправляется на останец Лягушка. Почему именно туда? Да потому, что маршрут этот проходит по самым удивительным, а порой и мистическим местам южного Сахалина, крепко-накрепко связанным с культурой и легендами айнов – одного из самых древних и загадочных этносов на Земле.
Название экскурсии – «Руслами Киминая». Ее проводит заведующий отделом организации мероприятий и экскурсионного обслуживания КТЦ Андрей Кафкан. Причем делает это необычно: появляется в экскурсионном автобусе в традиционном айнском наряде, держа в руках шест с тотемным медвежьим черепом, а на вершине Лягушки камлает с настоящим бубном. Но это, как говорится, внешние эффекты. Главное то, о чем и как рассказывает Андрей, демонстрируя путешественникам глубокие знания мифов, легенд, традиций и обычаев коренных народов Севера, издревле живущих на Сахалине.
Намедни здоровое любопытство позвало в дорогу и меня. Пройдя руслами Киминая, я вернулась домой, переполненная самыми положительными эмоциями и впечатлениями, которыми с удовольствием делюсь с читателями газеты «Южно-Сахалинск сегодня».
Выезжаем с площади Ленина. Большой автобус полон, свободных мест нет. Появляется экскурсовод Андрей в халате, украшенном национальным орнаментом. Рядом ассистент – хрупкая девушка Татьяна, тоже в национальной одежде и с характерным макияжем губ, имитирующим традиционную татуировку айнских женщин. Проезжая по городу, слушаем первую историю, повествующую о седой старине...
...Когда-то в незапамятные времена в Сусунайской долине, где сейчас раскинулся Южно-Сахалинск, шумела густая тайга. Здешние обитатели айны прозвали это место Хасэкуси, что означает «лес, где приходится прорываться сквозь деревья». Жили они в поселениях с названиями Кой и Экураки. Сейчас это планировочные районы Лиственничное и Луговое. В каждом поселении проживали 2-3 семьи, и по тогдашним меркам они считались большими, что вполне объяснимо: айны – охотники и собиратели, и им сложно было прокормить крупную общину. Поэтому, когда количество поселян становилось критическим, сыновья забирали своих жен и детей и уходили жить в другое место.
Подъезжаем к Весточке. Андрей обращает наше внимание на Майорский массив Сусунайского хребта. Имя свое он получил благодаря горе Майорской, названной так в честь помощника начальника острова Сахалин майора Федора Депрерадовича. Айны же называли ее Поронупури – «большая гора». В этих местах несет свои воды река Комиссаровка, которую в народе прозвали
Айичкой, по имени айнской девушки. Айнское название реки – Киминай, что переводится как «горная река». Где-то рядом с Весточкой во времена Карафуто находилось одно-именное селение, от которого ничего не осталось.
Что касается Весточки, поселок появился на карте Сахалина более 40 лет назад и был построен для сотрудников передающего радиоцентра. Его уже давно нет, а Весточка, сменив статус, стала жилым кварталом и снискала репутацию мистического места силы, где и машины с выключенным двигателем едут по склону вверх, и тучи можно разогнать руками.
А еще недалеко от Весточки расположился останец Лягушка – цель нашей экспедиции. К нему мы и направляемся, сделав первую остановку на Солнечной поляне. Еще несколько лет назад это было неопрятное, неухоженное место, но сейчас все иначе: красивые беседки, цивилизованные туалеты, порядок и гармония....
Айны представляли мироздание так: есть земля, где живут люди, подземный мир и небеса – обиталище божеств. Небеса состоят из шести уровней. На самом верху живет творец всего сущего, который именуется Пасе камуй. Он создал этот мир, а управлять им поручил божествам, населяющим небеса. Айны считали, что горы – это и есть нижние уровни небес, поэтому и Лягушку почитали как священное место. А еще верили, что камни, скатившись с горных вершин, сохраняют свои божественные свойства. Один такой лежит по дороге на Лягушку. Молва гласит, что если посидеть на нем и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Около 10 лет назад подниматься на останец было сложно. Приходилось прыгать по скользким валунам Айички-Киминая и судорожно цепляться за ветки деревьев на крутых склонах горы Горбунова. Теперь тропа идет по другому маршруту, ведущему на правое плечо горы, где, собственно, и находится останец. Она обустроена деревянными тротуарами, мостками, а крутой подъем оборудован страховочными канатами. Красота! Единственная опасность – коварные минтуци....
По древним преданиям, реки и болота на юге Сахалина населяют духи водяной стихии – минтуци. Эти существа могут принимать вид человека, но айны придумали способ, как их распознать. Сила минтуци в воде, поэтому, выходя на сушу, они заполняют ею полость в голове. Если приветствовать минтуци поклоном, он обязательно поклонится в ответ, вода выльется, и дух потеряет свою силу. Айны считали, что минтуци – разносчики оспы. У нее был небесный покровитель – злое и беспощадное божество Вэн камуй. С ним должен был сразиться айн Аийона, но не рискнул подниматься в небеса, а отправил туда 30 кукол, сделанных из ткани, веток и травы. 29 погибли в неравной схватке, и только последняя смогла победить Вэн камуя. Остальные, заразившись оспой, попадали с небес в болота и превратились в минтуци. С тех пор айны считают болота поганым местом.
Кульминация экскурсии – останец. Нам повезло, день был чудесным – солнечным и нежарким. Спина знаменитой Лягушки на ощупь бархатная, теплая, так и тянет прилечь! Действительно, останец, состоящий из нескольких скал, напоминает формой сидящую амфибию. Когда-то это был скальный массив, но ветер, солнце, вода и мороз делали свое дело: каменная твердь разрушалась и становилась все ниже. Такой процесс в геологии называется денудацией. Однако у айнов своя версия появления Лягушки...
...Жили три сестры. Однажды они нашли в лесу брошенного ребенка и взяли его себе. Спустя время оказалось, что это и не ребенок вовсе, а злой дух. Чтобы избавиться от него, сестры развели огромный костер, бросили туда ребенка и убежали в лес. Но одна из них вспомнила, что забыла дома бусы. Вернулась и увидела, что дух жив-здоров и щеголяет в них! Девица превратилась в паучиху, спустилась на паутине в дом, схватила украшение и бросилась наутек. Дух, призвав в помощники компанию нечисти, помчался за ней. В итоге сестры добежали до реки, и старшая, вырвав у себя зуб, бросила его в воду. Он превратился в огромную скалу, которая покатилась и задавила злых духов. По преданиям, эта скала и есть Лягушка...
И вот мы уже в автобусе. Экскурсия «Руслами Киминая» подходит к концу. Длилась она около четырех часов, но положительных эмоций, испытанных на маршруте, хватит надолго. Что касается меня, главным приобретением считаю интереснейшую информацию, которой щедро поделился с нами автор-разработчик экскурсии Андрей Кафкан.
Юлия ВЯТРЖИК