вс, 24 нояб.
17:54
Южно-Сахалинск
+1 °С, облачно

Чехов-центр: оперетта, народная комедия и пластическая сказка

22 марта , 13:11Культура

93-й театральный сезон в Чехов-центре уже прошел экватор. В нем было много необычного, с приставкой «впервые», к удивлению завсегдатаев. Так, за последние лет 20, наверное, это был первый сезон, который не открылся премьерой и не подготовил свежую новогоднюю сказку.

Так, за последние лет 20, наверное, это был первый сезон, который не открылся премьерой и не подготовил свежую новогоднюю сказку. На что у театра, который находится в режиме перманентного эксперимента, были веские причины.

Частица черта в нас!

Дело в том, что нынешний сезон ознаменовался рождением сахалинской оперетты. О явлении Кальмана, Штрауса, Легара на наших сугубо драматических подмостках мечтали, наверное, с конца 90-х, примерялись, тестировали труппу на музыкальную и пластическую гуттаперчевость посредством разных проектов. Например, в последние годы в репертуар театра вошли доселе невиданные пластические спектакли от главного балетмейстера Маргариты Красных (Onegin, «Шекспир. Сон»), мюзикл Максима Дунаевского «Алые паруса» в постановке Сусанны Цирюк. Постепенно наращивалась благодатная почва, на которую упала идея губернатора Валерия Лимаренко: а не замахнуться ли на оперетту?

Постановка «Шекспир. Сон» объединяет в себе пять произведений британского гения

Замахнулись, памятуя, сколь отзывчивы сахалинцы к волшебной музыкальной феерии, но не упуская из виду мегамасштаб задач. Не распыляясь, постановочная команда под руководством Марии Леоновой (Магадан) бросила все силы на создание сахалинской версии хита Имре Кальмана «Княгиня чардаша», более известного под именем «Сильвы». Премьера феерично выстрелила 14 декабря - в этот день в 1930 году в Александровске спектаклем «Разлом» по пьесе Бориса Лавренева началась история сахалинского театра.

«Княгиня чардаша» – спектакль-праздник, спектакль-феерия

Этот проект, естественно, дитя мощной регионально-федеральной коллаборации. Он объединил творцов из Москвы, Петербурга, Магадана, Южно-Сахалинска. На сцену выходит около 100 участников, для которых было создано почти 300 роскошных костюмов. Только оркестр, который не смогла вместить оркестровая яма Чехов-центра, насчитывает 40 человек (специально для этого случая даже была приобретена арфа). Потому что такова была стратегия - чарующие мелодии короля венской оперетты должны звучать на Сахалине безупречно, ровно так же, как «в лучших домах» России. Именно так настраивал команду музыкальный руководитель Андрей Алексеев.

И теперь каждый месяц на пару вечеров на остров прилетают столичные звезды, покоряя сахалинских меломанов навсегда любимыми ариями. Значительная часть труппы Чехов-центра занята в оперетте в массовке и сольных партиях. Но если говорить о перспективе, то руководство проекта, оценив вокальный потенциал труппы, высказалось за то, чтобы со временем полностью осахалинить оперетту.

Что отрадно, «Княгиня чардаша» идет в классической редакции (хотя на материке не редкость сейчас слабоузнаваемые модернистские прочтения), со всеми драматическими ходами, как автор прописал, - любовь превыше сословных предрассудков, а музыка венского гения соразмерна любому времени. Ибо радоваться жизни - суть этого лучезарного жанра.

Остров и еще остров

Параллельно со «стройкой века» Чехов-центр ухитрился насытить осеннюю афишу парой кардинально различных премьер, добавивших яркие нотки в репертуарное меню. Петербуржец Олег Еремин, ставивший в Чехов-центре Булгакова, Мольера и Шиллера, обратился к современному европейскому материалу. Драма «Порция Кохлан» по пьесе ирландского автора Марины Карр - семейная, мистическая и экзистенциальная в одном флаконе. «Порция…» словно компенсировала так и не доехавшего до премьеры «Калеку с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха, признанного первым в ирландской драматургии ХХ века. Здесь тот же интерес к странным людям, изгоям, которые при внешнем благополучии глубоко несчастливы, и семейный клан их отторгает, не особо вникая в причины страданий.

«Порция Кохлан» – страстная, мрачная и поэтичная пьеса современного ирландского драматурга Марины Карр

Из недр прошлогодней режиссерской лаборатории «Все просахалинено», ориентировавшейся сугубо на местный материал, на малую сцену вышел «Человек Ых-мифа» в постановке начинающего режиссера Никиты Новикова (Новосибирск) - по нивхским сказкам и легендам в обработке Владимира Санги. Приехавший на премьеру автор текста не скрывал удивления перед чудом театра, который нашел яркую образную форму для перевода на сценический язык героического эпоса о происхождении мира – таким, как это представляли нивхи. Одной из составляющих достигнутого эффекта стала техника теневого театра. Не меньшим открытием самобытный фольклор был и для участников спектакля, половина которых влилась в труппу по окончании театральных вузов России.

Возможно, теперь у нее появилась преемница.

От меньшего к большему

 «Отжарщики…» стали первой полноценной премьерой на Новой сцене, которая открылась в октябре 2023 года в стенах бывшего кинозала «Комсомолец». После интенсивной, в течение нескольких месяцев, реконструкции здания сталинской эпохи Чехов-центр обзавелся дополнительной площадкой со зрительным залом-трансформером. 

«Отжарщики, или Международный рыбный день» – дебютная пьеса известного сахалинского писателя и поэта Владимира Семенчика

Это приобретение было призвано решить давно назревшую проблему - сбить ажиотаж на спектакли малой формы. Судите сами: в малом (черном) зале Чехов-центра, где идут сверхпопулярные «Тестостерон», «Метод Гренхольма», «Экстремалы», «Горка», около 50 мест, тогда как на новой площадке, способной по требованию менять вместимость, - от 100 до 200. Зрители, разумеется, почувствовали преимущество. Но также первый сезон, идущий в тестовом режиме, выявил и слабые места. И если вопрос с неудобными стульями, на что жаловались зрители, удалось оперативно решить, то недочеты акустики - более долгая и дорогостоящая проблема, которая находится в актуальной повестке руководства театра.

Сцена из спектакля «Экстремалы»
Пьеса «Горка» Алексея Житковского повествует о молодой воспитательнице детского сада
«Тестостерон» — комедия современного польского драматурга Анджея Сарамоновича

Универсальный, многофункциональный характер новой площадки позволяет строить большие планы. Здесь, в частности, будут проводиться не только показы спектаклей, но и концерты, квартирники, творческие лаборатории, перфомансы - словом, разнообразнейший спектр культурных событий, которые только придумают креативные лица. В этом сезоне сюда успели перенести, к удовольствию многочисленных поклонников, юбилейную программу «Ах, этот вечер!» вокального дуэта Елена Денисова - Леонид Всеволодский.

И конечно, на Новой сцене состоятся премьеры камерных постановок из программы Фестиваля театров Дальнего Востока, который пройдет в Южно-Сахалинске с 17 по 30 июня. Событие значимое и ожидаемое: во-первых, предыдущий большой сбор театров России - «Сахалинская рампа» - на острове был лет 5 назад, во-вторых, Сахалин выбран местом проведения фестиваля, перехватив эстафету у Хабаровска.

И вот наконец пауза прервана. В течение двух недель сахалинцы будут знакомиться с лучшими спектаклями театров из Хабаровского края, Магадана, Якутии, Бурятии, Камчатки, Приморья. Так что в июне театралам рекомендуется не покидать остров. Хозяева представят на фестивале спектакль Романа Кочержевского (Петербург) «Записки сумасшедшего», в заглавной роли - первый заслуженный артист Сахалинской области Константин Вогачев.

Ну а традицией празднования Международного дня театра является очередная премьера, в нашем случае - буквально с ароматом весны.

В интерпретации Маргариты Красных, которая поставила Чехов-центр на рельсы пластических постановок, хрестоматийная классика обернулась неожиданной стороной. Пьеса Островского пошла под грифом «Снегурочка. Несказка». В ней сказочная основа скрестилась с дополненной реальностью - драматической историей больной девочки Майи. А завершающей премьерой нынешнего сезона Чехов-центра станет спектакль Андрея Сидельникова по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

 Автор Марфа Собакина

 Фото Чехов-центра

Сюжеты: Статьи