Так совпало, что победителями двух главных номинаций муниципального этапа конкурса «Педагог года - 2023» в этот раз стали преподаватели физической культуры. Данила Титова из детского сада «Матрешка» признали лучшим педагогом дошкольного образования, а его коллегу Дарью ШКАЛЫГИНУ, которая ведет физкультуру в школе № 16, - в номинации «Учитель года». Кроме того, ученическое жюри отдало ей предпочтение в номинации «Маэстро детских душ».
А детское жюри просто так никому победу не присуждает. Покорить его можно только искренностью и по-настоящему интересными уроками. Если вести их так, как победители конкурса, то физкультура станет для кого-то самым любимым предметом.
Почти все ученики начальной школы № 16, которые тренируются у Дарьи Шкалыгиной в секции «Юный баскетболист», хотят посвятить жизнь спорту. Четвероклассница Дарья Менжикова собирается стать учителем физкультуры или тренером, 11-летний Глеб Цвиркун мечтает попасть в баскетбольный клуб ЦСКА, а его ровесник Денис Смолин – в сборную страны.
По мнению юных спортсменов, Дарья Петровна - лучший тренер. Как говорят ребята, она хорошая, добрая и правильно мотивирует на результат. Не зря многие дети, с которыми она занимается, записываются в ДЮСШ игровых видов спорта не только на баскетбол, но и на другие направления. Спорт становится для них уже не просто досугом, а частью жизни.
Дарья тоже влюбилась в баскетбол к школе. Она выросла и получила аттестат в селе Молодежном Тымовского района.
- В школьном спортзале мы пропадали до позднего вечера, у нас была сильная баскетбольная команда. Мой первый тренер Валентина Витальевна Тишевская стала для меня настоящим наставником, открыла всю красоту игры. Баскетбол покорил меня азартом и постоянным движением, а посмотрев один из матчей с легендарным Майклом Джорданом, я еще больше убедилась, что это мое, - делится воспоминаниями Дарья Шкалыгина.
В свое время она выполнила норматив первого взрослого разряда, хотя по баскетбольным меркам роста ей недостает. Зато прыжок, как говорили тренеры, чисто мужской, и желания заниматься было хоть отбавляй. Поэтому спустя годы, став тренером, она никогда не делала акцент на физических данных. Бывает, что ребенок щуплый, невысокий, а стремления хорошо играть в нем столько, что он и более крепких детей обойдет.
В школе Дарья занималась и баскетболом, и легкой атлетикой, и волейболом, играла за сборную района и уже в шестом классе точно знала, что будет учителем физкультуры.
Разнообразный мир спорта увлек ее не только секциями.
С трех лет мама отправляла Дашу на лето в национальное село Чир-Унвд, где было раздолье для игр и любимая река Тымь. В памяти до сих пор остался детский восторг от праздника «Тени Гу» (день первого хода горбуши). Тогда ее взяли на него впервые, и девочка, наполовину нивхка, остро ощутила зов крови, особенно когда началось кормление духов воды.
- Меня поразили выступления национальных ансамблей. Я, будто завороженная, слушала, как моя бабушка играла на самодельной дудке, - вспоминает Дарья. - Когда подросла, меня заинтересовали нивхские виды спорта - стрельба из лука, метание гарпуна. Я стала бывать на всех национальных праздниках, нравилось наблюдать за выступлениями участников, постепенно хорошо изучила традиции нивхов.
Отдельные элементы национальных видов спорта она стала использовать на уроках физкультуры, когда устроилась в школу. Необычные задания помогают заинтересовать ребят историей своего края, особенностями культуры и быта других народов.
- К примеру, мы выполняем упражнения, имитирующие прыжки через нарты, метание топорика, - рассказывает учитель. - Перед этим я сообщаю, что такие навыки необходимы представителям коренных малочисленных народов для ведения промысла. Недавно начали учиться с ребятами метать тяжести, для чего я приспособила авоськи с набивными мячами. Объяснила, что нивхи тренировались метать железные ядра, чтобы им было легче работать с рыбацким неводом.
По словам Дарьи Шкалыгиной, современные уроки физкультуры совсем не похожи на те, что вели в школах десять лет назад. Сейчас вместо стандартной разминки используют фрагменты игр, можно выполнять их под музыку, чтобы детям не было скучно. После окончания курсов повышения квалификации стала вводить еще и элементы фитнеса - стретчинга, степа, табаты. Считает, что педагог должен постоянно развиваться, иначе мастерство со временем потускнеет.
Конечно, стандартные нормативы на уроках физкультуры никто не отменял, но не надо требовать от ребенка, чтобы он их сдавал, выбиваясь из сил.
- Если ученик не может вести мяч в движении, мы учимся делать это на месте, - говорит Дарья Шкалыгина. – Сейчас результат каждого ученика мы сравниваем не с показателями других детей, а с его собственными, предыдущими. К примеру, к концу года ребенок прыгнул в длину на 162 сантиметра, а до этого – на 158, значит, он получает заслуженную пятерку.
К сожалению, по наблюдениям Дарьи, многие дети растут сейчас физически слабыми и мало двигаются, их свободное время занято интеллектуальными играми, а не спортивными. Поэтому свою задачу как педагога она видит прежде всего в том, чтобы заложить в каждого ученика осознание необходимости физической активности для полноценной жизни.
За восемь лет школьного стажа Дарья привыкла к своеобразному дресс-коду – каждый день идет на работу без каблуков, косметики и накрученных локонов. Поскольку свой досуг она тоже проводит активно - катается на сноуборде, играет в настольный теннис и волейбол - бывает, что наряды подолгу ждут в шкафу своего часа.
Сейчас Дарья Шкалыгина ведет уроки физкультуры во всех 12 классах начальной школы, а по субботам - занятия в рамках регионального проекта «Баскетбол в начальной школе» и как тренер-общественник. Кстати, команда СОШ № 16 в прошлом году заняла третье место на региональном этапе соревнований по баскетболу для учеников младшей школы, а в 2023-м – второе по пионерболу.
Три года назад моя собеседница решилась взять на себя еще и классное руководство. Это сложно, хлопотно, но интересно. В ее 8-м «А» 12 девочек и 18 мальчиков. Нужно было постараться, чтобы наладить взаимопонимание с такой командой.
- Приходится отдельно проводить с мальчиками классные часы, беседовать о том, что не очень хорошие поступки могут иметь далеко идущие последствия, - говорит педагог. - Подростков надо увлекать чем-то полезным, для этого часто организуем мероприятия с клубом «Альтаир».
Совместная работа с психологом и социальным педагогом дала результат: класс постепенно сдружился, ребята стали надежными помощниками.
- Недавно они меня удивили, записав к педагогическому конкурсу видеоролик в мою поддержку. Текст сочинили вместе с нашим учителем Галиной Абакумовой и прочитали его в стиле рэп. Участвовали и те мальчики, которых я видеть в такой роли совсем не ожидала, - говорит Дарья Петровна.
Предложение попробовать себя в профессиональном конкурсе оценила как ступеньку к новым начинаниям. Свою конкурсную программу построила на том, что хорошо знает и умеет.
- Открытый урок основывался на игре в баскетбол. Мероприятие по внеурочной деятельности я посвятила национальным праздникам коренных малочисленных народов Севера - вместе с детьми мы изучали специфику их проведения в разных районах нашей области. Получилось своеобразное краеведческое путешествие. Конкурсные испытания проходили на базе гимназии № 2, ребята, конечно, волновались, но не подвели. Это был для меня полезный опыт, - делится воспоминаниями южносахалинка.
В том, что такой яркий педагог победит, в ее школе не сомневались с первых дней конкурса.
- За нее не меньше учеников болели родители, - говорит социальный педагог школы № 16 Ольга Якимова. – Дети ее любят, слушаются и поддерживают - наверно, это самая высокая степень доверия учителю. В день награждения в холле шла прямая трансляция церемонии, и, когда объявили имя победителя, все этажи загудели. Для нашей школы это настоящий успех!
Сейчас Дарья готовится к областному этапу конкурса и надеется выступить на нем тоже достойно. С 17 апреля начнутся открытые уроки.
А как у тренера-общественника у нее другая мечта – получить постоянное место и инвентарь для подготовки сборной Южно-Сахалинска к областному чемпионату по национальным видам спорта. Дарья ежегодно вывозит детей в Чир-Унвд и Поронайск: команда всегда неполная, и готовиться особо негде.
Но, хотя силы по сравнению со сборными других районов неравны, ее подопечные настроены со временем занимать больше призовых мест.
Член родительской группы 8-го «А» школы № 16 Екатерина Че:
- Дарья Петровна пришлась нам по душе с первого родительского собрания, дети тоже сразу ее приняли. У нее хорошо получается организовать и сплотить коллектив, поддержать дисциплину. Нам в ней нравится все – манера общения, педагогический такт, энтузиазм. Не зря ведь на конкурсе ее высоко оценило детское жюри. Очень повезло, что такой классный руководитель достался именно нашим ребятам!