Некоторые ученики тренируются под его началом в спортшколе олимпийского резерва летних видов спорта имени Э.М. Комнацкого. Занятия проходят здесь же, на базе «Надежды». Алексей Анатольевич считает, что его подопечные ничем не хуже сверстников, они просто другие. А для того чтобы помочь им раскрыться, нужны специальные методы и больше внимания от учителя. Свои наработки Алексей Власов представил на городском конкурсе «Педагог года - 2024» и был отмечен в специальной номинации «Педагог-дефектолог года».
В его профессиональном багаже не только интересные методики, грамоты и победа в конкурсной номинации, но и съемки в документальном фильме. Съемочная группа московской студии документального кино «Остров» прилетала в Южно-Сахалинск 2 года назад. Киношники побывали в разных регионах, чтобы создать документальный фильм «Дайте мне победить» (режиссер Мария Финкельштейн) о жизни спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, участниках Единых игр Специальной Олимпиады России 2023 года в Казани.
Получилась пронзительная история о ребятах и родителях, которые стремятся победить тяжелые недуги с помощью спорта. Это фильм о преодолении себя, о любви и вере…
- Москвичи гостили у нас неделю. Вместе с моими воспитанниками и их родителями мы побывали в аквапарке, на Охотском море и «Горном воздухе». Я смог лучше узнать своих спортсменов, наблюдая, как они ведут себя вне школы, общаются с другими людьми. А как мои ребята обрадовались, когда их вместе с родителями пригласили на премьеру ленты на 45-й Московский международный кинофестиваль! Сколько эмоций было от просмотра! - рассказывает Алексей Анатольевич.
Участие в Играх, проведенных по программе Специальной Олимпиады, для каждого члена островной команды из 14 человек - это личная победа. Ребята завоевали около 20 медалей.
В сахалинском фрагменте киноленты рассказывается о воспитанниках тренера Егоре Стрикуне и Максиме Зазуле. Ребята несколько лет занимаются легкой атлетикой у Алексея Власова и постоянно завоевывают призовые места на престижных соревнованиях. На лыжных гонках в Казани они выложились по полной.
- В спорте я уже 8 лет, на секцию хожу для души. Мой тренер строгий, но с юмором, всегда поддержит, - говорит 18-летний кандидат в мастера спорта, спортсмен с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) Егор Стрикун. - Учусь у него, как правильно справляться с плохими эмоциями и воспринимать поражения. Для нас это повод что-то поменять и развиваться дальше, стремясь к лучшему результату.
Спортсменов, которые давно ходят в спортшколу, тренер любя называет Егоркой, Зазулькой, Димкой… Они для него уже как родные. Дмитрий Стовба еще один способный ученик, который тоже не раз поднимался на пьедестал почета. Он мастер спорта (спорт ПОДА), чемпион Всероссийской летней спартакиады - 2015 по метанию копья.
«Для наших сыновей тренер - это лидер, второй отец, мы даже немного ревнуем», - звучит в фильме признание родителей особенных ребят.
Благодаря Алексею Власову спорт для них стал дорогой успеха, ступив на которую, молодые люди меняют к лучшему и свою судьбу, и жизнь своих семей.
Документальный фильм «Дайте мне победить» можно посмотреть по ссылке.
В «Надежде» Алексей Анатольевич ведет физкультуру с 1-го по 11-й классы. В коррекционную школу принимают ребят с задержкой умственного и психического развития, синдромом Дауна, аутизмом, а также с болезнями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Есть слабовидящие и слепые дети. Да, учить их непросто: у каждого свои привычки, особенности и страхи, случаются панические атаки и истерики. Ребенок может в один момент бросить упражнение и уйти. С такими учениками не получится работать по шаблону.
- Оптимальные варианты проведения уроков подсказывает в том числе и опыт. Главное - не бояться пробовать, а если что-то не получается, упрощать или заменять упражнение, - объясняет Алексей Анатольевич. - Увидел, что первоклашки воюют за первое место в строю и начал делить малышню на две колонны, чтобы не возникало обид. Если у ребенка настроение на нуле, никогда не заставлю заниматься. Предлагаю посидеть на гимнастическом мяче, это «ленивая» тренировка мышц и равновесия.
В новое здание в Луговом коррекционная школа переехала 4 года назад, условия для обучения максимально комфортные. Уроки физкультуры проходят в трех залах - спортивном, гимнастическом и тренажерном. Слабовидящие и слепые дети с увлечением играют в шоудаун. Динамичная игра чем-то напоминает настольный теннис. Директор школы Ольга Михаленкова сразу пошла навстречу, когда учителя физкультуры обратились с просьбой закупить специальный стол.
- За год ребята успевают освоить шоудаун так, что мы даже маленькие чемпионаты устраиваем. А сколько в них азарта! - говорит Алексей Власов.
Инвентарь для уроков физкультуры он подбирает вместе с коллегами, наблюдая за поведением ребят. Один ученик упорно собирал в линеечку предметы, разложенные перед уроком в разных местах спортзала. Учителя решили те же самодельные мягкие «камешки» укладывать в один ряд, чтобы дети бегали между ними змейкой. Копья для метания сделали из стеблей тростника, обезопасив их поролоновыми наконечниками.
Постепенно комбинации разных упражнений превратились в тропы здоровья - увлекательные эстафеты. Дети преодолевают переправу по гимнастической скамейке или бревну, пробираются сквозь веревочную паутину, проползают через туннель. Старшеклассники, страхующие ребят помладше, тоже потом не прочь выйти на веселую эстафету.
Алексей Анатольевич решил делать такие тропы еще и тематическими: морскими, лесными, для индейцев. Уже и специальные костюмы появились. Детям очень нравится, когда шведская стенка превращается в дерево, на которое нужно залезть, чтобы снять сладкие призы.
Учитель физкультуры проводит соревнования по лазерному парабиатлону. Дистанции и правила почти такие же, как на паралимпийских играх. Благодаря сотрудничеству Алексея Власова с общественными организациями школа получила две лазерные винтовки с мишенями.
Молодой воспитатель Карина Хайруллина рассказывает:
- В «Надежде» работаю 3 года, а с сентября 2023-го веду уроки физкультуры. Алексей Анатольевич очень помог мне с первоклассниками. Показал, как организовать детей, которым непросто адаптироваться в школе, какие задания лучше давать. У него много хороших упражнений и методик, есть чему поучиться.
Учительский конкурс помог моему собеседнику по-другому взглянуть на свою многолетнюю работу. Школьные методисты подсказали идеи для мастер-классов и открытого урока «Разговоры о важном». Первым их оценило домашнее жюри - жена, дочь и сын, всего у Алексея трое детей.
- Для мастер-класса, где я показывал упражнения по развитию мелкой моторики с помощью обычного платка. Пришлось искать среди конкурсантов человека, готового провести 20 минут в инвалидной коляске, - вспоминает учитель. - Одна коллега все-таки согласилась, но потом призналась, что ощущения испытала неоднозначные. И я ее понимаю. Как-то раз на соревнованиях «Пара-АРТ» в Сочи мне пришлось побыть в роли недостающего игрока баскетбольной команды колясочников. Сел и с трудом преодолел желание тут же встать на ноги и двигаться, как обычно.
На конкурс Алексей Власов шел как педагог, который на практике не раз убедился, что особенным детям адаптивная физкультура и спорт необходимы как средство социализации. Считается, что бег, например, хорошо развивает ум. Задача преподавателей в сфере коррекционного образования - научить учеников по мере возможности жить самостоятельно. А уроки физкультуры помогают им свободнее чувствовать себя на людях.
Если так можно выразиться, моего собеседника судьба тоже вела по спортивной тропе. В школьные годы он занимался волейболом и футболом, ходил в спортшколу на секцию по лыжным гонкам в Александровске-Сахалинском. Первый тренер Алексей Горустович, запомнившийся завидным терпением, хорошо изучил мальчишеские характеры. Когда парень ленился и прогуливал тренировки, разговаривал с ним по душам: мол, какую бы работу ты потом ни выбрал, спорт пригодится. И оказался прав, для моего собеседника спорт стал еще и профессией.
- В детстве отец пускал меня на стадион через… огород. Говорил, хочешь погонять мяч, принеси пару мешков земли или прополи картошку, - улыбается Алексей. - Родители держали большой огород, нелишний для многодетной семьи. У меня две сестры, старшая тоже работает в коррекционной школе. Хорошо помню, как в середине 80-х в наш небольшой город приехала команда ветеранов спорта на футбольный матч с местными игроками. Мы с пацанами дежурили на стадионе, чтобы взять у знаменитостей автографы.
Учиться на факультете физвоспитания ЮСГПИ будущему педагогу было легко, но не обошлось без испытаний. На втором курсе он получил тяжелую травму позвоночника, три месяца пролежал в больнице без движения, долго восстанавливался. Но молодой организм взял свое, парень выздоровел и даже смог подрабатывать на путинах.
- Возможно, в подсознании отложилось, как нелегко приходится человеку, скованному недугом, - считает Алексей Анатольевич. - И, когда устроился в «Надежду», мне было легче понять своих учеников.
После окончания вуза он преподавал, получил руководящий опыт, но из регионального министерства спорта опять вернулся в учителя - кабинетная работа показалась скучной.
- Алексей Анатольевич много времени и сил отдает детям, занимается с ними индивидуально, в том числе и в свои выходные. Старается почаще вывозить наших ребят на соревнования, чтобы они побывали на материке, набрались впечатлений, - рассказывает директор коррекционной школы Ольга Михаленкова. - Это педагог, наделенный природной мудростью, способный в любом ребенке видеть светлое, раскрывать в нем самое лучшее. В нашей школе трудятся учителя с добрым сердцем, те, кто увлечены своей работой и искренне любят детей. Недаром на конкурсе Алексея Власова выделили еще и в номинации «Родительское спасибо»: альтернативное жюри поразили его открытые уроки.
В конце апреля преподаватель отправится в очередную поездку. Надеемся, что с всероссийских соревнований в Сочи его подопечные опять вернутся с медалями!
Фото из архива А. Власоова и с сайта администрации Южно-Сахалинска
Алексей Власов родился в Александровске-Сахалинском и здесь же получил школьный аттестат. Окончил факультет физического воспитания ЮСГПИ. Работал преподавателем физкультуры в учреждениях образования. В колледже бизнеса и информатики Южно-Сахалинска 13 лет был заместителем директора по физическому воспитанию. Затем перешел в областное министерство спорта на должность советника. С 2013 года работает преподавателем адаптивной физической культуры в специальной коррекционной школе «Надежда», а также в спортшколе олимпийского резерва летних видов спорта им. Э.М. Комнацкого. Победитель областного конкурса «Сахалинский маяк» в номинации «Преодоление» (2020 г.). Отмечен памятным знаком губернатора в честь 75-летия Сахалинской области (2022 г.), Почетной грамотой Министерства просвещения РФ (2023 г.) и другими наградами. Является спортивным директором региональной организации «Специальная Олимпиада России». Получил благодарность Паралимпийского комитета России за большой вклад в развитие паралимпийского движения (2019 г).