Когда тебе встречаются учителя, у которых каждый урок - это открытие, им невольно хочется подражать. Таким педагогам важны не оценки, а то, чтобы их ученики получили крепкие знания и могли ими эффективно пользоваться. Светлана Блохина взяла это себе за правило, встав у доски после получения диплома. С учителями ей везло со школы. В Южно-Сахалинском пединституте окончила факультет «География и педагогика» и о выборе профессии, которая держит в тонусе и требует постоянного развития, с тех пор не пожалела ни разу.
Светлана Александровна почти 20 лет преподает в Сахалинском промышленно-экономическом техникуме (СПЭТ) географию, ОБЖ, экологические основы природопользования, а с сентября - документационное обеспечение управления. Этим предметам она обучает ребят, получающих технические и экономические специальности, пары ведет у восьми групп первокурсников.
Обычно подростки поступают в СПЭТ после 9-го класса. Светлана Блохина узнает своих подопечных быстрее, чем некоторые из них успевают привыкнуть к техникуму. Примерно за месяц запоминает все имена и фамилии, за два - изучает характер ребят. Наметанным глазом видит, у кого из них не все благополучно в семье. Это проявляется в поведении и общении с сокурсниками. Поэтому на парах, особенно у новичков, преподаватель старается создать спокойную доброжелательную атмосферу, такую, чтобы даже неуверенные и стеснительные ученики не боялись отвечать и ошибаться.
По мнению первокурсника Ярослава Пархоменко, даже сложную тему Светлана Александровна объясняет просто и доступно, у нее получается к каждому найти подход.
- Она добрая и в меру строгая, ее ценят все ребята, что доказывают своим поведением на парах, - говорит будущий юрист Анастасия Луценко.
Весной Светлана Блохина выпустит группу ОС-2101 (специальность «Право и организация социального обеспечения»), над которой три года назад взяла классное руководство. Считает, что рецепт доверительных отношений с ребятами прост – нужно проводить с ними больше времени после занятий. Экскурсии, походы, встречи с интересными людьми и разговоры по душам начались с первых дней учебы.
- Нам повезло с классной, она очень понимающий человек, - считает третьекурсница Юлия Рочева. - Если возникают сложности, всегда рядом, поддержит и подскажет. Светлана Александровна и мне помогла справиться с непростой жизненной ситуацией. С ней легко и интересно общаться, она предлагает любопытные идеи. По ее предложению мы поднимались на Лягушку – это одно их самых ярких воспоминаний за годы учебы!
Как наставник Светлана Александровна помогает своим ученикам готовиться к различным конкурсам и олимпиадам. Участвует в проведении конкурса «Грани профессий», проходящего в рамках профессиональной декады в СПЭТ. Под ее началом учащиеся Анастасия Попинченкова и Ирина Задорожникова занимали 1-е места на Всероссийской олимпиаде по географии. Моя героиня отмечена благодарственным письмом регионального министерства образования за организацию процесса подготовки коллеги к областному конкурсу «Педагог года». Преподаватель истории и обществознания Оксана Пивоварова в 2016 году заняла 1-е место.
- Педагогам тоже нужно учиться, - считает Светлана Блохина. – В нашем техникуме с 76-летней историей получают прочное профессиональное образование будущие электрики, системные администраторы, программисты… Молодые люди сегодня по-другому воспринимают информацию, и для того, чтобы увлечь их своим предметом, нужно использовать новые методы и технологии.
Светлана Блохина - потомственный педагог. Отец Александр Сергеевич Лариков был учителем истории, мама, Вера Федоровна, преподает русский язык и литературу. Много лет они проработали в небольшой школе села Поречье Макаровского района, где учились Светлана и ее младшие сестра и брат.
- Поблажек родители нам не делали, мы росли самостоятельными, уроки делали сами, - вспоминает моя собеседница. - Зато была возможность постоянно общаться с мамой и папой, мы вместе участвовали во всех школьных мероприятиях. Удивляюсь, как родителям удавалось все успевать. Вечерами они сидели за проверкой тетрадей, писали планы. А в единственный выходной выходили в лес, на море, принимали гостей. Жили дружно и весело, трудностей не замечали…
Когда семья перебралась в областной центр, Александр Сергеевич почти 15 лет был заместителем директора СПЭТ, куда пригласил на работу старшую дочь. Как и в школе, не делал ей никаких послаблений, а его советы помогали Светлане профессионально расти.
Мама до сих пор преподает в лицее № 1, педагогический стаж Веры Федоровны уже почти полвека. Для Светланы родители - пример настоящих профессионалов. Наблюдая за ними, она поняла, что для педагога самое важное - любить учеников и уметь их слышать, внимательно относиться к тому, чем они делятся. Учитель должен суметь выстроить добрые отношения без фальши. Только так можно заслужить доверие, которое порой помогает заинтересовать ребят в учебе лучше ультрасовременных технологий.
Штрихи к портрету
Какой преподаватель запомнился больше всего из школьных лет?
Нина Тимофеевна Шевченко, которая преподавала в Пореченской школе биологию, географию и химию. Благодаря ей я влюбилась в географию и начала мечтать о путешествиях.
Любимое место отдыха на Сахалине и где хотелось бы побывать за пределами острова?
Любим с семьей отдыхать на море, в Охотском и в Таранае. Мечтаю побывать в Крыму, покататься по Золотому кольцу, но пока не довелось.
Рассчитывали, что ваши дети продолжат семейную династию?
Мы с мужем дали им свободный выбор. Дочь Екатерина получила профессию графического дизайнера в ДВФУ. Сын Михаил думает заниматься IT-технологиями, он еще школьник.
Книги, которые больше всего впечатлили.
Вениамин Каверин «Два капитана» и Антон Макаренко «Педагогическая поэма».
Фото с сайта spetpro.ru