Дети поддерживали ее, заражая уверенностью и верой в свои силы. Результат известен: в этом престижном профессиональном состязании Инга Белова объявлена победителем в главной номинации «Учитель года».
Место нашей встречи – кабинет русского языка и литературы синегорской школы. Только что начавшуюся беседу деликатно прерывают два юных богатыря – приоткрывают дверь, просят Ингу Сергеевну ненадолго отвлечься. Как оказалось, одиннадцатиклассники пришли поздравить классного руководителя с победой. Очень скоро я поняла, что оказалась в эпицентре поздравительного цейтнота - телефон моей собеседницы не умолкал ни на минуту. Что, впрочем, не помешало нам поговорить.
Инга Сергеевна, стандартный вопрос: какие чувства вы испытали, когда вас объявили победителем?
Волновалась очень. Даже всплакнула от радости. Мы до последнего даже предположить не могли, кто лидирует. Из-за циклона даты конкурсных испытаний сдвинулись, и нам было не до рейтингов. Я полностью погрузилась в процесс и о результатах задумалась только перед церемонией закрытия. Сама себя оценила на четверочку, решив, что можно было бы лучше.
Какое из конкурсных испытаний стало для вас самым сложным?
Их всего пять, и какое-то выделить не могу, потому что каждое требовало определенной подготовки. Например, мастер-класс, где нужно было показать свои уникальные наработки. Они у меня есть, я давно выбрала для себя методику, которая подходит и для русского языка, и для литературы. Это опорные конспекты. Начала вводить ее в прошлом году в 5-6-х классах, но никак не получалось систематизировать. Долго думала, как это сделать, а потом вспомнила, как в Волгодонском педколледже нам рассказывали о системе педагога-новатора Виктора Шаталова, и у меня все сложилось.
Получается, конкурс помог вам из категории «учитель» перейти в категорию «учитель-методист»?
- Это была моя главная цель. Когда работаешь с детьми, нет времени остановиться и осмыслить все те приемы, которые используешь. Ты полностью погружен в уроки, тут не до методических разработок. А когда готовилась к конкурсу, перечитала очень много литературы, в том числе освоенной во время учебы, освежила память. Конечно же, нашла немало нового для себя методического материала. Но именно к этому я стремилась, когда заявлялась на конкурс. Он помог мне сформировать свою систему, которую я последовательно продвигаю. Главное, детям интересно, и я вижу результат.
Инга Сергеевна, вы приехали на Сахалин в 2020 году?
Да, живу здесь уже пятый год. Дорабатываю срок, определенный программой «Земский учитель», но уезжать не собираюсь.
Что вас сподвигло принять в ней участие и перебраться на Сахалин из благодатной Ростовской области?
Изначально я хотела на Чукотку. Меня отговорила подруга-коллега, которая сейчас тоже работает в синегорской школе. Мы сознательно выбрали Дальний Восток и, конечно же, хотели попасть в одно место, ведь вдвоем веселее и не так страшно. С выбором определились методом исключения. Читали, изучали и в результате отправились в Синегорск.
Приехав, я влюбилась в природу Сахалина. Она несравнима с Ростовской областью. Да, там чудесное лето, но ужасная зима с постоянными дождями и слякотью. А здесь снег, метели! Уже в первый год я поняла, что в Синегорске классно зимовать. А еще на острове очень красиво. Я люблю путешествовать, побывала во многих местах. Прошлым летом исполнила свою мечту, съездила в Александровск-Сахалинский.
Блицинтервью
Любимые:
Как долго привыкали к Синегорску?
Мы изучили его онлайн еще до того, как подали документы на участие в программе. То есть уже знали, куда едем. Первое время было тяжело, но, оглядываясь назад, убеждаюсь в том, что в жизни нет неразрешимых задач. Главное – ставить перед собой правильные цели. Что касается взаимоотношений с учениками, вначале тоже было непросто, ко мне относились, можно так сказать, скептически. Но я с институтских времен помню одну правильную вещь: сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Это же правило действует, когда речь идет об авторитете учителя. Если удалось его завоевать, выстроить отношения с детьми и их родителями - значит, дальше будет легче.
Вы прибыли на остров с солидным профессиональным багажом. У вас уже был педагогический стаж, достижения, успехи…
Я преподаю с 2007 года. Начинала в сельской школе Волгодонского района Ростовской области. Педагогическая деятельность складывалась у меня очень интересно. Например, одно время работала учителем физкультуры. Была нехватка кадров, приходилось замещать. Трудилась воспитателем группы продленного дня, педагогом-организатором и даже делопроизводителем.
Ни от чего не отказывалась, понимала, что это бесценный опыт, к тому же сама по себе активный человек. Ездила с учениками на турслеты, выступала на спартакиаде в составе команды учителей Ростовской области, занимала первые места в соревнованиях по спортивному ориентированию. Готовила юных инспекторов дорожного движения. Моя команда вышла на хороший уровень, в 2019 году даже поехали в Казань на всероссийские соревнования.
А сейчас я полностью погрузилась в русский язык и литературу. Активным многостаночником быть хорошо, не спорю. Но в любом случае нужно в чем-то быть профессионалом. Поэтому сейчас для меня самое главное – мои предметы и методика их преподавания.
Что привело вас в филологию?
Абсолютная случайность. Я серьезно занималась борьбой, планировала связать свою судьбу со спортом, мечтала стать олимпийской чемпионкой. Была попытка поступить в школу олимпийского резерва, но не получилось. И тут выяснилось, что классный руководитель отправила мое сочинение в педагогический колледж, и меня приняли. Учеба давалась легко, с русским языком и литературой проблем не было совсем, и спустя три года я поступила в институт. То есть ни цели, ни мечты стать филологом не было. Так сложилось.
И еще один важный момент. Я убеждена, что великие русские классики – наш бесценный дар. Мои ученики об этом знают и даже подшучивают: «Инга Сергеевна, вы бы, наверное, живя в те времена, замуж за Пушкина вышли…» Я действительно трепетно к нему отношусь, стараюсь эту любовь передать детям, и у меня получается. Это я, как классный руководитель, вижу по своим одиннадцатиклассникам.
Как долго привыкали к Синегорску?
Мы изучили его онлайн еще до того, как подали документы на участие в программе. То есть уже знали, куда едем. Первое время было тяжело, но, оглядываясь назад, убеждаюсь в том, что в жизни нет неразрешимых задач. Главное – ставить перед собой правильные цели. Что касается взаимоотношений с учениками, вначале тоже было непросто, ко мне относились, можно так сказать, скептически. Но я с институтских времен помню одну правильную вещь: сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Это же правило действует, когда речь идет об авторитете учителя. Если удалось его завоевать, выстроить отношения с детьми и их родителями - значит, дальше будет легче.
Вы прибыли на остров с солидным профессиональным багажом. У вас уже был педагогический стаж, достижения, успехи…
Я преподаю с 2007 года. Начинала в сельской школе Волгодонского района Ростовской области. Педагогическая деятельность складывалась у меня очень интересно. Например, одно время работала учителем физкультуры. Была нехватка кадров, приходилось замещать. Трудилась воспитателем группы продленного дня, педагогом-организатором и даже делопроизводителем.
Ни от чего не отказывалась, понимала, что это бесценный опыт, к тому же сама по себе активный человек. Ездила с учениками на турслеты, выступала на спартакиаде в составе команды учителей Ростовской области, занимала первые места в соревнованиях по спортивному ориентированию. Готовила юных инспекторов дорожного движения. Моя команда вышла на хороший уровень, в 2019 году даже поехали в Казань на всероссийские соревнования.
А сейчас я полностью погрузилась в русский язык и литературу. Активным многостаночником быть хорошо, не спорю. Но в любом случае нужно в чем-то быть профессионалом. Поэтому сейчас для меня самое главное – мои предметы и методика их преподавания.
Что привело вас в филологию?
Абсолютная случайность. Я серьезно занималась борьбой, планировала связать свою судьбу со спортом, мечтала стать олимпийской чемпионкой. Была попытка поступить в школу олимпийского резерва, но не получилось. И тут выяснилось, что классный руководитель отправила мое сочинение в педагогический колледж, и меня приняли. Учеба давалась легко, с русским языком и литературой проблем не было совсем, и спустя три года я поступила в институт. То есть ни цели, ни мечты стать филологом не было. Так сложилось.
И еще один важный момент. Я убеждена, что великие русские классики – наш бесценный дар. Мои ученики об этом знают и даже подшучивают: «Инга Сергеевна, вы бы, наверное, живя в те времена, замуж за Пушкина вышли…» Я действительно трепетно к нему отношусь, стараюсь эту любовь передать детям, и у меня получается. Это я, как классный руководитель, вижу по своим одиннадцатиклассникам.
Первая пятилетка на Сахалине завершается для вас победой в сложном конкурсе и перспективой стать педагогом-методистом…
Мне нравится делать свои уроки интересными, творческими, видеть, как дети загораются. Например, когда я говорю: «Ребята, мы сегодня на русском будем не писать, а вырезать!», они принимают мою идею с восторгом. Для них это смена деятельности, она должна быть разнообразной и познавательной. Вот к чему я стремлюсь. Поиски интересных нестандартных учительских практик постепенно сложились в мою собственную методику, которую я, спасибо конкурсу, смогла описать и структурировать. Теперь думаю о статье, в которой изложу свои педагогические находки.
Я очень благодарна сотрудникам Института развития образования Сахалинской области, они нам очень помогли в период подготовки. В их числе Оксана Викторовна Успенская и Ольга Константиновна Бек, они дали нам много полезных советов, причем простым, понятным языком. Мы ощущали поддержку от первого до последнего дня.
Вы производите впечатление человека, которому интересно жить. Это так?
Да. Я оптимист, несмотря на сложные моменты в жизни. Уже давно сделала вывод: если сегодня все очень плохо, то на следующий день обязательно произойдет чудо. Так что все преодолимо. Главное - идти вперед!
This is a modal window.
Инга Белова родилась в Мурманске. В 6 лет переехала с семьей в Ростовскую область. Окончила среднюю школу в станице Романовской, затем Волгодонский педагогический колледж, Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону. На Сахалин прибыла в 2020 году по программе «Земский учитель», трудится в школе села Синегорск преподавателем русского языка и литературы. Имеет сына. За успехи в работе многократно награждалась грамотами и благодарственными письмами, в том числе от министерства общего и профессионального образования Ростовской области, управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, Юртового казачьего общества «Романовский юрт», Сахалинского регионального отделения Движения первых, медалью МВД Ростовской области.
Фото из архива А. Беловой и с ее учительского сайта