пн, 29 апр.
16:10
Южно-Сахалинск
+10 °С, ясно

Лучший учитель Южно-Сахалинска рассказала, как помочь детям стать грамотными

9 марта , 18:45Персона

Муниципальный этап конкурса «Педагог года» в этот раз собрал 27 участников. Победителем в главной номинации «Учитель года - 2024» стала преподаватель русского языка и литературы средней школы № 22 Татьяна Мамоненко.

Свой первый урок она провела более 20 лет назад. Конечно, за это время изменились и дети, и методы преподавания. А мы поговорили с ней о том, как современные ученики усваивают правила грамматики и что они любят читать. И конечно, о ее участии в конкурсе, который каждый раз становится событием в сфере образования.

«Светофор» на уроках

В обучении гуманитарным наукам педагогу важно отойти от шаблона и найти то, что увлечет учеников. От этого зависит, смогут ли дети по-настоящему влюбиться в родной язык и литературу, которые дают основу для изучения других дисциплин.

Татьяна Мамоненко, наблюдая за разными поколениями учеников, видит, как меняется у них восприятие школьной программы.

- Правила русского языка детям сегодня проще запомнить на примере вкусовых и зрительных ассоциаций. К примеру, как мы учим написание гласных О-Ё после шипящих? Я показываю, что гласная О в словах «шоколад», «крыжовник», «обжора» напоминает круг – пузырьки в пористом шоколаде, форму самой ягоды, живот полного человека. А слово «фиолетовый» начинается с «фио» – фамилия, имя, отчество. Если это запомнить, такие слова пишешь верно уже на автомате. Для изучения правил я часто использую технологию обратной связи. Раздаю детям бумажные ладошки или круги трех разных цветов. Когда ребенок поднимает зеленую ладошку, значит, он закончил задание, желтую – есть сомнения, красную - нужна помощь. Такой «светофор» помогает проводить работу в классе без лишнего шума и суеты, - делится опытом Татьяна Анатольевна.

По наблюдениям педагога, вопреки общему мнению сегодня многие дети любят читать, особенно современную фантастику. Что же касается классических литературных произведений, то их ребята лучше воспринимают с помощью блок-схем. Восьмиклассникам сложно понять смысл и язык «Недоросля» Фонвизина. И само слово «недоросль» вызывает недоумение, нужен словарь. А блок-схема, обозначающая взаимоотношения и характеры героев, все проясняет.

- В этом году при разборе комедии Гоголя «Ревизор» я использовала кардиограмму, наподобие той, что делают врачи, - рассказывает Татьяна Анатольевна. - Восьмиклассники с увлечением составляли кардиограмму Ивана Хлестакова. Она четко обозначала поступки, чувства и мотивы этого обманщика и в итоге показала, что, когда лжеревизор уехал, вскрылись взяточничество, лицемерие, чинопочитание и невежество других персонажей. Ребята сами пришли к выводу, что произведение ХIX века сегодня так же актуально.

Педагог замечает, что ее подопечные не боятся смелых высказываний и нестандартных суждений, в том числе при написании сочинений. К примеру, раньше, обсуждая «Преступление и наказание» Достоевского, старшеклассники однозначно сходились на том, что Раскольников совершил страшное деяние и обрек себя на наказание. Сейчас дети находят, что Сонечка Мармеладова тоже не во всем была права, принося себя в жертву семье, что и стало для нее личным наказанием.

Шикша, вьюга и олени

В школьные годы Татьяна читала запоем, особенно произведения Аркадия Гайдара, и тоже любила обсуждать характеры и поступки героев. Ее классный руководитель Валентина Емельяновна Бабенко вела со своей подопечной литературные беседы. И посоветовала способной девушке поступать на филфак.

Большую часть жизни моя героиня провела в селе им. Полины Осипенко Хабаровского края. Там Татьяна родилась и окончила школу. С 5-го по 10-й класс училась в поселке Угольные Копи на Чукотке, куда направили служить отца-военного. С этим удивительным краем у нее свои ассоциации: тундра и… летний снег, вкуснейшие морошка и шикша.

- Снег выпал 29 августа, сразу после нашего приезда, и полностью покрыл землю и сопки. Было сказочно красиво! Он немного подтаял 1 сентября, но в школу мы пошли в теплой одежде, - вспоминает педагог. - Чукотские зимы схожи с сахалинскими, такие же снежные и вьюжные. Помню, как мы ждали по радио объявление «Вьюга-3» и по-детски радовались, когда из-за пурги отменяли уроки. Помню Анадырский лиман, над которым полгода полыхало северное сияние. Были смельчаки, которые решались искупаться в конце лета в холодной воде. Я очень любила собирать грибы, искала под карликовыми березами подмороженные обабки, они гулко стучали по ведру. А как забавно было наблюдать за маленькими оленятами на ферме, где их подращивали и выпускали в тундру. Но больше всего запомнились доброта и открытость северян, их готовность прийти на помощь.

Татьяна Мамоненко окончила в Хабаровске педколледж по специальности «Учитель начальных классов», затем получила диплом учителя русского языка и литературы в Хабаровском государственном педагогическом университете. С 1994 года работала в сельской школе, общий преподавательский стаж - 30 лет. В 2020 году подтвердила высшую категорию. Окончила курсы переподготовки, после которых преподавала мировую художественную культуру. Неоднократно отмечена грамотами и дипломами.

С конкурса - в аэропорт

Эти качества местных жителей через годы помогли ей сделать выбор в пользу Сахалина, где люди тоже не могут пройти мимо чужой беды. С 1994 года наша героиня жила в родном хабаровском селе - после учебы вернулась преподавать в свою школу. Прошлым летом переехала в Южно-Сахалинск вслед за сыном, который поступил на физмат в СахГУ. Парню сразу понравился остров, а его маме пришлись по душе и природа, и погода, и новая работа.

8 «А» уже стал для Татьяны Анатольевны родным

- В 22-й школе меня приняли радушно, - говорит учитель. - Русский и литературу я веду у 5-8-х классов. Ребята разные: есть тихие и шумные, тактичные, позитивные, и я всех учеников очень люблю. С ними забываешь об усталости, даже когда к концу дня гудят спина и ноги.

В начале учебного года ей доверили классное руководство. Полгода вполне хватило, чтобы найти общий язык с учениками 8 «А» и их родителями.

На День учителя ребята подготовили для классного руководителя поздравления

- На уроках нашей классной всегда интересно, потому что она человек с богатым внутренним миром. Ей удалось всех увлечь своими предметами, - говорит Кирилл Беляев.

Его одноклассница София Фаде считает, что Татьяна Анатольевна позитивная и легкая в общении, благодаря ей класс сблизился. Все очень переживали, когда она пошла на конкурс, сняли для нее ролик. На следующий день после церемонии награждения, в свой день рождения, их учитель вместе с другими лидерами состязания полетела в Москву на ВДНХ, и класс устроил ей шумные проводы в аэропорту.

- Татьяна Анатольевна добрый и отзывчивый человек, она беспокоится о наших детях, как вторая мама, - считает глава родительского комитета 8 «А» Ольга Ти. - Сложные ситуации тактично обсуждает с родителями. Проводит много ярких внеклассных мероприятий, полезных акций. Мы очень рады, что Татьяна Анатольевна стала нашим классным руководителем, и надеемся дойти с ней до выпускного!

Кино и поступки

Татьяна Мамоненко говорит, что не решилась бы подать заявку на конкурс без поддержки своего любимого класса и коллектива.

- Мне помогали на всех этапах, подбадривали, нацеливали. Без этого я бы не выдержала вихря конкурсных эмоций, закружившего на две недели. Теперь, когда все позади, я понимаю: конкурс стал проверкой моих возможностей, дал шанс избавиться от страхов и комплексов, поразмышлять над тем, что еще полезного я могу принести своим ученикам, - рассказывает педагог.

Как и другие конкурсанты, она делилась своими наработками. Четыре года назад Татьяна Мамоненко начала использовать народный проект «Киноуроки в школах России и мира». Эта инновационная система применяется во многих учебных заведениях и получает хорошие отклики. Создатели проекта выпускают детские короткометражные фильмы о справедливости, честности, чувстве долга и сопровождают каждый урок методическими рекомендациями.

- После просмотра мы в течение месяца обсуждаем содержание ленты, примеряем хорошие поступки на себя, проводим социальные акции, к которым привлекаем родителей и общественников. Так мы учимся бескорыстно делать добро, - поясняет педагог. – Наш класс отметили за успешные социальные практики национальной премией «Я созидаю будущее», вручили памятную табличку для кабинета.

Сейчас лучший учитель Южно-Сахалинска готовится к областному этапу конкурса и уверена, что независимо от результата он станет ступенькой для профессионального роста.

- Мне никогда не хотелось воспитать круглого отличника, который все зубрит. Моя задача - вырастить человека доброго, ответственного за свою страну и семью. Очень надеюсь, что мои уроки помогут ребятам стать достойными людьми, - говорит Татьяна Анатольевна.

Фото с сайта yuzhno-sakh.ru и из архива Т. Мамоненко 

Блицопрос

 Как любите отдыхать, в чем находите отдушину?

Общение с близкими, семейные вечера, настольные игры с друзьями. Люблю готовить и проводить конкурсы для компаний, быть организатором мероприятий. Но самый лучший отдых - это путешествия.

Какое место больше всего впечатлило и где еще хотели бы побывать?

Летом добралась до мыса Евстафия – до сих пор под впечатлением от его пейзажей. Хочу побывать на пике Чехова, увидеть храмовый домик. Когда провожу отпуск на материке, обязательно бываю в местах, связанных с историей России и Великой Отечественной войной. В Беларуси посмотрела Брестскую крепость, очень хочу побывать на мемориале в Хатыни…

Хватает времени кулинарить? Какое блюдо считается коронным?

Кулинария - одно из хобби. Люблю экспериментировать, сочетать разные вкусы. Коронное блюдо - торт «Шкатулка» со сгущенкой, всегда готовлю его на большие праздники.

Какое новое занятие хотели бы освоить, но пока не хватает времени и решимости?

Очень боюсь высоты, хочется побороть свой страх и покататься на водных горках. Не оставляю мечты научиться кататься на лыжах, пока на умею даже стоять на них.

Ваши самые любимые

-книга

 «Уроки французского» Валентина Распутина. Автор дает уроки доброты, интересно описывает проблемы взаимоотношений между учеником и учителем.

кинофильм

Старый советский фильм «Дети Дон Кихота», очень тонко раскрывающий семейные ценности.

 картина

 «Девочка с персиками» Валентина Серова, одно из ярких произведений импрессионизма. Картина наполнена духовным смыслом, очень четко передает эмоции и ощущения.

Что посоветуете обязательно прочитать подросткам вне школьной программы?

 «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Какие высказывания известных советских педагогов считаете до сих пор актуальными?

«Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок». Это Василий Сухомлинский. Его принципы использую и в своей работе.

Что бы посоветовали своим молодым коллегам?

- Любить профессию, в которую они пришли, отдавать сердце детям. В фильме «Призвание», снятом в рамках народного проекта «Киноуроки в школах России и мира», есть хорошая молитва, которую читает учительница: «Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего… Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал, не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Ибо кто дает – тот получает, кто забывает себя – тот обретает, кто прощает – тому простится».

Сюжеты: Статьи
Авторы:Анна Сухоребрик